отступаем!      

    Из согласных письмен твердые к, п, т и мягкие б, г, д имеют произношение тупое и нет в них ни сладости, ни силы, ежели другие согласные к ним не припряжены, и потому могут только служить в том, чтобы изобразить живяе действия тупые, ленивые и глухой звук имеющие, каков есть стук строящихся городов и домов, от конского топоту и от крику некоторых животных. Твердые с, ф, х, ц, ч, ш и плавкое р имеют произношение звонкое и стремительное, для того могут спомоществовать к лучшему представлению вещей и действий сильных, великих, громких, страшных и великолепных. Мягкие ж, з и плавкие в, л, м, н имеют произношение нежное и потому пристойны к изображению нежных и мягких вещей и действий.

Ломоносов, 1748

    Задачей труда художников было бы дать каждому виду пространства особый знак. Он должен быть простым и не походить на другие. Можно было бы прибегнуть к способу красок и обозначить м — тёмно-синим, в — зелёным, б — красным, с — серым, л — белым и т. д. Но можно было бы для этого мирового словаря, самого краткого из существующих, сохранить начертательные знаки. Конечно, жизнь внесёт свои поправки, но в жизни всегда так бывало, что вначале знак понятия был простым чертежом этого понятия. И уж из этого зерна росло дерево особой буквенной жизни.

Хлебников, 1919

 

Боуба и кики встречают радугу.

Как вы помните, в прошлый раз мы исследовали отражение идеастетических ассоциаций в мировых языках. На этот раз есть идея поковырять разнообразие таких ассоциаций (желательно, конечно, кросскультурно), а там может и под механизмы подкопаться. В качестве модели думаю взять уже ставших классическими Боубу и Кики. Это известный эксперимент Рамачандрана и Хаббарда (повторяющий более ранний эксперимент Кёлера с новыми стимулами), когда испытуемому предъявляют две такие вот фигуры:

Боуба и Кики — первое появление на сцене

Говорится, что это два персонажа, по-марсиански одного зовут Боуба, а другого Кики — и предлагается угадать, кто из них кто. Оказалось, что люди разных возрастов (кроме младенцев), культур и языков назначают имена одинаково: округлый Боуба, а угловатый Кики. Символизм звук-форма — наиболее изученная модель звукосимволизма на данный момент.

Как учит нас Иван Петрович, всё ассоциируется со всем — не только звук с формой (да и форма не только со звуком). Изначально у меня была идея предлагать испытуемым те же псевдослова Боуба и Кики, но помимо теста с картинкой, задавать и другие вопросы. Например: один персонаж мальчик, другой девочка — кто из них кто? Или какого цвета Боуба, а какого цвета Кики? Кто из них больше, Кики или Боуба? Один толстый, другой тонкий — кто есть кто? Сильный/слабый, горячий/холодный, высокий/низкий, хороший/плохой, консерватор/либерал, китаец/европеец и прочие контрасты — такова была первоначальная идея.

Однако, оказалось, что многие из этих контрастов и модальностей уже испробованы на этой или других моделях звукосимволизма. Например, показана иконичность звуков для размера предмета. Показана связь звуков со вкусом (и не один раз):

Вкусовые ассоциации в эффекте Боуба/Кики Вкусовые ассоциации в эффекте Боуба/Кики

Показана идеастетическая связь звуков с осязанием на вырезанных из дерева или пластика моделях Боубы и Кики, притом у слепых она была нарушена, что говорит о том, что ассоциация образуется всё равно через зрительную систему:

Объекты, использовавшиеся для исследования тактильных ассоциаций в эффекте Боуба/Кики

Другая группа исследователей установила, что от зрения зависит только ассоциация высоты звука с формой, а для других тактильных свойств (текстура, мягкость, вес) зрение не принципиально. Две группы исследователей также проверяли ассоциации звуков с тактильной модальностью на большом количестве материалов, и тоже нашли корреляции. Связь звуков с мягкостью/жёсткостью показана кросскультурно в другой интересной модели звукосимволизма.

В том же исследовании была показана связь звуков c полом (но проверяли только американцев). В другом исследовании были обнаружены ассоциации со звуками пола незнакомых имён; от содержащихся в имени звуков зависел уровень симпатии в симуляции реальной экономической ситуации — звуковой символизм давно возбуждает всяких нейромаркетологов. Показана ассоциация для английских и французских имён с формой (округлой/угловатой) и с полом имени. Китайские имена (в кантонском и миньском диалектах) также проявляют идеастетические свойства, в том числе и для западных ушей. Звуки в выдуманных именах покемонов коррелируют со свойствами персонажей.

В исследованиях нервных механизмов, лежащих в основе эффекта Боуба/Кики, выяснилось, что согласные оказывают больший эффект, чем гласные (как считалось раньше). фМРТ выявляет области в префронтальной коре обоих полушарий, как отличающиеся уровнем активности на конгруэнтные/неконгруэнтные пары бимодальных стимулов. Известно, что эта область мозга отвечает за категоризацию объектов у приматов и также активируется сильнее на неконгруэнтные стимулы, приходящие от разных сенсорных модальностей.

Активация префронтальной коры при эффекте Боуба/Кики

Решив, что панель контрастов уже достаточно изучена, чтобы за неё браться, я сфокусировался опять же на цвете, полез смотреть, что там уже наваяли. Например, проверяли ассоциации цвет-форма, предположенные Кандинским (не подтвердились). Мне интуитивно кажется (чем я хуже Кандинского?), что если взять Бубу с Кики, то в той же парадигме IAT округлая форма будет ассоциироваться с тёплыми цветами, а угловатая — с холодными. А вам? А если найду?

Мои коллабораторы исследовали в парадигме того же IAT ассоциацию определённых параметров звука с параметрами цвета, кое-какие механизмы были обнаружены. Японские студенты пытались тоже подкопаться под цветомузыку, умеренно успешно (только два тезиса тиснули). Кроме того, ещё одна исследовательница попытались грубо оценить ассоциации звуков в Боубе и Кике с цветом, но пока не опубликовано. Есть шанс опередить (раз они с 2014-го до сих пор чешутся)…

Итого, пока у меня идея двух экспериментов — по ассоциации звук-цвет и форма-цвет. Я бы брал не отдельные цвета, как эти товарищи, а цветовое пространство — и пусть испытуемые сами выбирают, с каким цветом у них ассоциируется звук или форма. Если будет возможность набрать много испытуемых или время эксперимента будет короткое, то можно ещё добавить к Боубе и Кике оптимизированные по согласным контрастные псевдослова, например Кети/Мужо или Зити/Лумо.

отступаем!