отступаем!  

Водный поход по рекам Прут и Черемоши, Карпаты.


Я и Диман, планировалась пешеводка, но пешая часть не задалась — не сезон оказался.

1$ ~27р, 1грн=5.7р
туда: 549 М-ИФ 20.04 14:12 727р, там в 18:55 21.04
оттуда: 142 ИФ-М 28.04 00:51 833р, прибытие 29.04 в 5:02
брали за неделю
бюджет ~2000р, +100Е резерв

 

21.04
Из Ивано-Франковска до Ворохты маршрутка в 20:00 (можно было ехать и на верховинской — выше до отворотки на Говерлу, но протормозили). По 10 грн с багажом в кассе. В Ворохте в 22:00 (Пт, sic!), «Газель» по дороге обгоняет Раховский поезд. Прошли на 2 км выше по дороге, как кончился посёлок, встали в ночи справа, на берегу второго притока в 100 м от дороги (шашлычная поляна). В лесу снега по щиколотку-до колена, топили мокрым еловым хворостом.

22.04
В 5 утра пробудились, к 7 собрались и на дорогу — 2 машины в час. Почти сразу уехали на верховинской маршрутке до отворота на Заросляк (Говерлу) — оставалось 3 км, застопили на халяву ;) Дорога совсем глухая, пошли пёхом. Километров через 8 шлагбаум в нацпарк. Выясняем, что пускать нас хотят только без рюкзаков (палатки-костры запрещены), и что под Говерлой «лавинонэоберэжно» и снега по грудки.

Решаем сегодня погулять насколько сможем вверх, а там разберёмся. По 5 грн, кажется, с нас взяли, рюкзы под присмотр приняли. Времени около 11 — пошли по дороге выше (со слов, до базы Заросляк = конца дороги 22 км от верховинского поворота и 8 км от шлагбаума, но кто-то соврал — мы до шлагбаума пропёхали не больше 10 км).

Лес старый, еловый в основном, редкие сосны и буки, снега примерно по колено. Вполне проходим, но мокровато. Прошарились по берегу Прута вверх до порога, дальше вышли на дорогу и свернули через 1 км влево на лесовозную дорогу. По ней часа два вверх, одна серьёзная переправа, потом дорога кончилась вырубкой. По высоте метров на 100-200 поднялись, все холмы вокруг облесённые, показывающиеся временами сквозь облака пики Черногорского хребта сплошь белые, с редкими проталинами на плечиках (с юга возможно снега и нет). На вершине холма больше буков, старее ели, появляются завалы, снега почти нет (южный склон).

Обратно до дороги, вверх до Заросляка (похоже на 8 км). Сразу назад, поскольку договорились, что вернёмся за рюкзаками к 17:00. Решаем встать (около шлагбаума есть кемпинг-площадка, за которую летом берут деньги), а утром ещё раз прикинуть, что хотим. Ботинки мокрые, сил за день ушло уйма, да и ночь предыдущая была коротка...

Весь день погода пасмурная.

23.04
Поднялись около 10-11, ночью был дождь, палатка подмокла. Погода улучшается — сушим шмотки, думаем, что же делать с планом комбинированного похода. Идти выше зоны леса по хребтовой дороге нельзя, тк. слишком много снега и кроме того мы здесь уже засветились, а забираться вверх минуя дорогу со шлагбаумом не хочется. За оставшиеся на пешку 2-3 дня по лесу мы можем и не проломится к верховьям Черемоша — учитывая снег, отсутствие GPS, возможные переправы. Решаем, что лучше будет заехать в долину Черемоша на машине, а там, опять же, бросить рюкзаки и походить в радиалки.

Раз уж длинного перехода всё равно не получается, тратим день на проверку лодки и сплав по Пруту. Собираем лагерь в гермы, накачиваем лодку. В гидрокостюмы влезали быстро — солнце скрылось и посыпал... град. Лоции нет, на карте пороги не обозначены. Известно, что водопад в Ярёмче, и что пороги посерьёзней Черемошских (те, что мы видели выше шлагбаума были вполне впечатляющие, а это пока только маловодное верховье).

Идём осторожненько — постоянно чалясь перед поворотами. Течение быстрое, река шириной метров 10-20, мелко, много завалов. Через 10 минут после старта киляемся — кормовой не успел вовремя выпрыгнуть из непривычных упоров перед завалом типа «бревно поперёк». Лодку развернуло лагом, перевернуло и потянуло вниз. Глубина по колено, мы тут же встали, вёсел не упустили. Гермы принайтованы неудачно — хрен стоя-то перевернёшь лодку. Я всплыл до бревна, тк. успел выпрыгнуть и схватить нос, а Диман после, на лодке пара суковатых еловых бревен — стрёмно. К счастью, брёвна не толстые, пока я держу лодку, Диман их поднимает и отпускает на волю. Переворачиваем лодку и чалимся.

Оторвало пару пластиковых пряжек — слишком свободно гермы ходят относительно лодки. Перенайтовываем понемногу, но всё равно неудобно двум мужикам сидеть в упорах 4х-метровой лодки, в которой лежат ещё четыре 100 л гермы... Плюс фотогерма и запасное весло, которое, кстати, чудом не уплыло — оно было привязано символически.

Ещё пару завалов разбираем, обносим стрёмный порог, образовавшийся из подмытой течением столетней ели — за полуметровым сливом через всю реку мерзкая прямая бочка, по всей длине бревна торчат сучки. Далее несколько раз встречаются каменные расчёски, много прижимов и навалов. При том небольшом количестве воды, что была, фоновая категория около двушки, выраженных порогов нет. Дошли до моста дороги на Ворохту, встали за ним на правом берегу — хорошая солнечная поляна, следы лесовозной техники.

Мы надёжно отрезаны от дороги рекой и 500 м леса с крутой разъезженной лесовозной дорогой на нашем берегу (трактора? уклон около 20 градусов). Это хорошо, тк. сегодня воскресенье и к тому же Пасха — чуть ли не главный праздник на Западной Украине.

Сплавлялись часа три, но чистой гребли там не больше часа, остальное — обносы и фотографирование. Дальше решили не идти, а поехать назавтра в долину Чёрного Черемоша. До вечера гуляли на вершину ближайшего холма.

Утром резкие изменения погоды, ближе к вечеру солнечно.

24.04
Поднялся в 6 утра на лысый холм в надежде на красивый восход, но туман или облачность — ни фига не видно. К 9 утра туман испарился, солнце и лёгкая облачность. Фотографирование полей галантусов и крокусов, неспешные сборы. Часам к 12 вышли на дорогу по лесовозке — грязищи нацепляли, еле отмылись. Быстро сели на маршрутку до Верховины, дорога живописная, через перевал 1013 м (по карте ~800 м), обрывы, карст.

Вышли на поворте на Буркут (с. Ильцы) — АЗС, несколько магазинов, кафе. Вчера автобус не ходил (Свято!), сегодня никто не знает. Докупаем харч, обедаем, пьём пиво. Получаем совет пройти пару км до села Красник — там лагерь водников, у них нанят грузовик. Доходим, но у туриков (клуб greblo.ua.com) сегодня последний день, грузовик и бас на наших глазах выбрасывает их вниз. Отказываемся от таксо за 50 гривен до Шибен.

Идём пешком вверх дальше — кто его, этот 7-часовой автобус, знает... Проходим порог Гуки, решаем идти до Дземброни, но проходим порог, не выделив его среди фоновых препятствий ;) Их, надо сказать, хватает — как будем чалится, непонятно — течение стремительное, много валов и крутых поворотов, камней мало даже в порогах — по высокой воде на месте каждого камня стоит вал...

Доходим до остановки в селе Зелёноё (оно очень длинное, мы примерно в середине) где-то к 6 часам. В семь и правда приходит переполненный Пазик, еле влезаем с рюкзаками. Автобус, несмотря на надпись «Буркут» дошёл только до Шибен. Там нас с Диманом взялись регистрировать «прикордонники». Собственно, всё было очень прилично — познакомились, с нас переписали паспортные данные, выяснили наши планы и даже пропустили через территорию заставы на ближайший холм поставить палатку (а то с автобуса к нам привязался какой-то деятель с надеждой вписать нас за 20-30 гривен к какому-то знакомому алкоголику, всё приговаривал: «кругом тут волки-ведмеди» ;)

Погода весь день была отличная.

25.04
Наутро собрали кое-как рюкзаки, прошли 200 м через заставу и прямо в селе взялись собирать лодку. Никакого излишнего интереса к нам не проявили, что было приятно. Разве что дедок пожурил Димана, что тот не здоровается первым ;) да вновь заступивший на дежурство пограничник попытался нас ещё раз зарегистрировать.

Из киляния на Пруте мы вывели для себя правила найтовки герм — сделали три поросёнка в центре, фотогерма и лопаты зап. весла (смотанные серебристым скотчем) на нос, труба весла найтовалась на дно лодки. Корма пустая и спинка сидения ослаблена, чтобы кэп мог быстро вылезать из упоров. Три гермы в центре укладывались перевёрнутой пирамидой — на дно самая тяжёлая, две равновеликие на ней и бортах. Каждая в двух местах найтовалась стропкой с пряжкой до минимальной свободы (не к обвязке, а к ушкам на самой лодке). Две верхние гермы найтовались меж собой и через ушки средних упоров длинной стропкой с пряжкой. Конструкция получается довольно высокой, вряд ли стоит вязать сверху 4-ю герму (наши вещи, к счастью, влезали в три гермы).

Пошли. Течение сильнее, чем на Пруте, да и расход реки на уровне нашего стапеля никак не меньше. Прошли с полчаса, один приличный порог на трёшку, двушечный фон не даёт расслабляться. Плёсов почти нет, против течения не выгребается. Чалится удаётся, но не всегда там, где планировалось :)

Вылезли греться — у Димана только гидроштаны и мёрзнет спина, у меня мёрзнут кисти — х/б перчатки тут же мокнут и начинают морозить, а не греть (задуманные сверху резиновые оказались малы). Пошли дальше, прошли сходу несколько мощных шивер, двухступенчатый порог с неплохими сливами и бочками после — сходу, с полной загрузкой.

Дошли до вчерашней остановки, дальше всё хорошо просмотрено при подъёме. Река к впадению Дземброни станет мощнее раза в два, чем на стапеле, готовимся ;) Греемся, курим, отдыхаем — Диман, как капитан, чувствует феномен истощения медиаторов :) от того, что препятствия идут non stop рассеивается внимание, устают руки.

Выяснилось, что фотогерма при постоянном купании в валах подтекает — перепаковываем её в четвёртую белую герму. Решаем остановится сегодня где-нибудь до впадения Дземброни — а то за день всё пролетим, да и встать там дальше негде. Идём ещё с полчаса, замерзаем и встаём на правом берегу за лесозаготовкой (нижняя окраина Зелёного).

Солнышко скоро скрывается, хотя ещё только пять вечера — ущелье узковато. Пока готовим ужин, у нас появляются соседи — четверо украинских водников с катами, приехавшие на чемпионат Украины по водным видам спорта, который стартует 29 апреля. Как и со всеми аборигенами, общение происходит так: мы говорим по-русски, они отвечают по-украински и наоборот. Наконец-то допили бутылку водки, развели спирт — а то погода весь день шепчет.

26.04
Несмотря на хорошую погоду, встали часов в 11 — когда солнце пришло в наше ущелье — и к часу пошли дальше. Чалиться стало сложнее, воды стало заметно больше и её кинетическая энергия вызывает уважение. Дземброньскими порогами видимо называют несколько мощных шивер на крутых поворотах в месте впадения одноимённой речки. Высота валов хороша, они бьют со всех сторон из-за отражения от берега, да ещё и судно на берег наваливает, из-за крутизны поворотов русла.

В некоторых местах всё управление сводилось к попыткам удержать равновесие лодки между валами, в которых заливает глаза (всё остальное заливает ещё раньше) и приходится ориентироваться по памяти и вестибулярному чувству ;) Держишься за весло, одна лопата в воде, и то гребёшь, то табанишь, поскольку времени на взмах весла просто нет. На последнем самом мощном пороге наш «Лоскуток» был близок к оверкилю — в одном месте откренивание заключалось в обхвате днища рукой и свешивания матроса за борт... Со стороны капитана стрёмным выглядел риск складывания лодки пополам — нос порой оказывался вертикально под кормой...

Сразу за нами шла группа из 3 катов-4, даже они смотрелись хорошо в валах, мы в них наверное и вовсе исчезали. Сразу после дорога по левому берегу начинает забираться всё выше, и метров через 500 поднимается на прижим на левом повороте реки. В этом месте мощный порог, который мы наугад назвали Гуком. Его хотелось просмотреть до того, как идти, поэтому пройдя Дземброню, мы почти сразу зачалились на левом берегу (не без труда).

Основная масса воды образует слив по левому берегу, который упирается в следующую ступень, которую надо идти правее, в результате надо очень быстро изменить курс, чтобы не встать лагом в середине порога. Справа от основного слива в нашу воду было несколько слабеньких потоков между огромными бульниками, но там лавирование вообще было фантастическим, да и не формат для нашего судна (те. проход возможен только на каяке). Всё это безобразие находится на зигзаге реки: сначала левый 90-градусный
поворот, на продолжении порога начинается правый поворот русла, а выходная шивера снова поворачивает влево.

Мы в ворота попали, во вторую ступень вошли не совсем идеально (хрен там успеешь) и попали в бочку, которая сама нас выплюнула дальше верным курсом. В мощной шивере опять же не до слалома — дай бок удержать курс и не дать валам раскачать лодку. Мы справились. Левый берег, на котором мы приглядели стоянку ещё на подъёме, был занят рафтерами, которые правда собирались сниматься. Мы зачалились справа и пошли смотреть и фотографировать порог снизу (из-за поворотов видно только шиверу), при нас прошёл кат-4, опять же, смотрится впечатляюще (хотя на такой дуре там можно ничего не делать, всё равно вынесет :).

Дальше уклон Чёрного Черемоша уменьшается и фоновый уровень реки можно назвать плёсом (но при такой моще, всё равно 2 кс — сказываются высокая скорость течения, крутые повороты с прижимами, одиночные камни и шиверки). Посчитав дни (остался один, завтра к ночи надо быть в Ивано-Франковске), решили пройти до слияния с р. Путилой, там где-нибудь встать и назавтра погулять по Ивано-Франковску, например.

Остановились погреться пониже Ильцов, надумали закипятить чай, развели костёр, Диман переоделся в сухое. Как-то спонтанно возникла идея, что может и хватит на сегодня идти, и вместо этого поехать автобусом вверх по долине Белого Черемоша, чтобы завтра скатится вниз и уж уехать покатавшись по Черемошам всех цветов. Раз уж Чёрный нас не завалил, может хоть Белый наваляет.

На том и порешили, раскидали сушиться шмотки, побежали за пивом...

Около пяти вышли на дорогу, через 10 минут поймали маршрутку до Верховины (по 5 грн с носа), там в 19 часов автобус до Яблуниц (на автобусе смущающая надпись Головы — село в другой долине). Тоже что-то около 5 грн в кассе. Часа два ехали — километров 5 до устья неинтересные, выше ничего так пороги, Диман начал пугаться, что мы их все можем завтра до поезда не пройти. Меня устрашил только технопорог на месте обваленной плотины — узкое место, две ступени с мощными бочками и хрен знает сколько там арматуры торчит. В конце Яблуниц вышли — автобус шёл дальше, но мы решили, что на завтра нам хватит.

Забурились на 200 м по дороге на лесопилку на ЛБ, встали на маленьком лесном пятачке, костёр жгли прямо в колее. Близко жильё — собаки своим лаем задрали.

27.04
Встали поздно, сони, на лесопилке в ста метрах от нас какие-то мужуки ходят. Нас никто (кроме чёртовых собак) не тревожил, и ладно. Собрали рюкзаки, спустились к реке — тут близко, можно было и по гермам сразу паковаться. Погодка замечательная.

Река узкая (у стапеля — метров 5) и маловодная, как верховья Прута. Прямо в месте стапеля два приличных порога — покатались в них без балласта, по очереди меняясь капитанским местом. Вывели, что без балласта не жизнь — каждая бочка ставит лагом. Если бы в прошлом году мы с Андре, катаясь в Гарте, использовали грамотно принайтованый балласт, процент килей бы существенно снизился.

Кататься дальше не было времени и Диманова желания, так что закрепив три гермы нашего жизненного балласта, пошли Белый Черемош. В отличие от Чёрного преобладают пороги из камней складчатых пород — «расчёски», соответственно вместо больших валов — бочки за каждым зубом, пороги порой выглядят как каскады плотин. В целом, на реке больше проток с альтернативными порогами, пройденный участок реки показался нам проще Чёрного, хотя порой рука просто отваливается выгребать из бочек. Но это впечатление сильно зависит от судна на котором идти.

Чистое время сплава до слияния с Чёрным получилось около двух часов, мы были там около трёх, поболтали с парнем из питерской группы, стоящей в устье, посмотрели на свои карты. Решили пройти ещё пятёрку км до слияния с Путилой, в долине которой идёт асфальтовая дорога. Пролетели быстро, отметили двойную мощь реки — в отсутствие порогов валы на поворотах такие, что мало не кажется — сравнимы с валами порогов Чёрного Черемоша. Пронеслись по этому участку Черемоша до Путилы минут за 20, зачалились справа перед вновь построенным автомостом.

Сушились, пили пиво, а когда на солнце стали набегать тучки, попаковались полусухими (гермы и шмотки сухие, а гидры и лодку полностью высушить непросто). Сели в маршрутку на Черновцы (последняя идёт примерно в 18 часов), по совету пассажиров вышли в Вижнице (по 5 грн). Там автобусы на Ивано-Франковск идут только утром, но нам насоветовали пройти через мост в Ивано-Франковскую область — село Куты, откуда должны идти автобусы и вечером. Сомнения закрадывались, но всё же пошли — ещё один мужик подтвердил, что всё верно.

До Кутов оказалось 3 км, это видимо бывший город, пришедший в упадок — большой центр с памятниками-храмами, но всё выглядит малость подразрушенным. Автостанция абсолютна глухая, аском вышли на перекрёсток, с которого идёт транспорт на Косов и на Ивано-Франковск.

Проторчали там до восьми. Народ, ждавший автобус разъехался на таксо, на нас с рюкзаками-то и таксо не нашлось. Постопив впустую минут десять решили выбираться из этого четырёхбуквенного посёлка обратно в Вижницу, где дорога классом повыше, хоть до Черновцов уедем, наш поезд там вроде останавливается.

Дошли уже в темноте, машин мало, никто не останавливается. Жопа всё явственней, пошли на поклон к таксёрам, договорились за 110 грн до Черновцов. Таксёр подтвердил, что 142 поезд в Черновцах проходит. Полетели, в 22:30 были на вокзале. Оказалось, что 142 теперь ходит не от Ивано-Франковска до Черновцов и далее, а наоборот, от Черновцов до Ивано-Франковска (они со Львовом образуют треугольник, поэтому в любую сторону одинаково).

Из Черновцов 142-ой ушёл 40 минут назад, мы упустили свой поезд. Жопа. Наши билеты от Ивано-Франковска в 0:51, и попасть туда за два часа почти нереально. Других поездов до завтрашнего вечера нет (есть Раховский, но он нам — как козе баян). Сдать билеты и торчать сутки в Черновцах? Выяснили, что на полпути до Ивано-Франковска 142-й останавливается в Коломии в 23:17, побежали опять к таксёрам. За 140 гривен готовы попробовать — нам терять уже нечего, полетели снова.

Сумасшедшая гонка — дорога дрянь, в потрохах «шестёрки» что-то стирается с противным звуком, каждую колдобину сидящий впереди матрос ловит, как косой вал...

Коломия. Опоздали на 20 минут, или 20 нагнали — как посмотреть. Водила порядком выжат, но готов рвать и до Франкiвска. Взяли на слабо за оплату бензина — плюс 40 гривен.

28.04
Снова полетели, по дороге водила заливает нечто высокооктановое, что ли — я не понял, но скорость выросла со 110 до 120 км/ч. Дорога по прежнему г-но. Ресурс наших гривен закончился, прикидываем сколько евро надо дать водиле, выясняем, что придётся менять — у нас только НЗ из купюр 10 и 50 евро, а надо 20. Ох ё, когда ж обменник-то искать... Наискали Формулу-1 на свою голову, ехали бы сразу до Черновцов, зачем к людям с вопросами приставали?

К чести пилота, прилетели мы за 20 минут до отхода поезда. Диман с рюкзаками остался в заложниках у водилы, я мечусь по вокзалу, бужу диспетчера справочного бюро — нет, нету на вокзале и вокруг в ночи обменников. Опять к таксёрам на поклон. Объясняю проблему — парень говорит: «садись». Промелькивает мысль, что он меня в ближайшей подворотне монтировкой стукнет, но я её посылаю... Везёт он меня за поворот, в понтовый готель.

Ресепшионистка сонная, но меняет как надо: 30 евро вернуть, 20 на гривны, курсом я не интересовался. На таксо же обратно, 10 гривен оставляю водиле, судорожно отсчитываю 180 для нашего пилота.

Выкупаю Димана под вялое сопротивление: «добавь ещё». Отбираю у пилота купюру в 5 гривен, даю в 20, прыгаю под рюкзак, бежим. Успели.

Моя нервная система сдала сразу как сели — я достал спальник и полез на полку, чувствуя что это лучший вариант дальнейшего развития событий. Диман решил ждать раздачи белья (я вообще-то на эти 5 грн собирался завтра питаться...) и пил полночи соседскую горилку. Весь следующий день отъедались вкусной домашней едой и пили горилку с соседями. Как же хорошо успеть на свой поезд!

 

отступаем!