отступаем! | ||
Центральная котловина Крыма 2009.Стиль: велопоход. Нитка маршрута (195км): Симферополь — пещерный город Бакла — с. Партизанское — долина р. Альма — пер. Кебит-Багаз (595м) — пер. Чучельский (1143м) — Беседка Ветров (1429м) — пер. Гурзуфское седло (1348м) — г. Сахал-Сырт — долина р. Кача — с. Синапное — Бахчисарай — Симферополь. GPS-трек похода. Сроки проведения похода: 22.10 – 26.10.2009. Участники: двое. Будучи ограничены всего 4 ходовыми днями, мы отказались от планов на море и яйлы, и вместо этого совершили блицкриг по Центральной крымской котловине. Территория принадлежит Крымскому государственному заповеднику, официально оформить разрешение на пребывание в нём в режиме похода нельзя. Поэтому все как-то без него ходят, ныкаясь от егерей и договариваясь с ними, когда контакт неизбежен.
22.10 Прибываем в Симферополь утром, закупаемся крымскими винами и выезжаем на Севастопольскую трассу М26/А292. Сворачиваем с неё в с. Приятное Свидание на отворотку к Партизанскому, на первом же повороте направо (дер. Малиновка) покидаем асфальт. Русло Альмы здесь было совершенно сухое, пересекли его по идущей вдоль ЛЭПа грунтовке. Забравшись по лесной дороге на холм Бакла почти до вершины (471м), выясняем, что пещгород находится в стороне от холма. Исправляем свою ошибку — быстро сбрасываемся по дороге к пещерному городу и делаем перерыв на обед под яблоней в нескольких метрах от обрыва куэсты. После быстро осматриваем достопримечательности и спускаемся по крутой тропе вниз на другую сторону холма, к цементному заводику. Выезжаем на раскатанную грузовиками дорогу в балке Дурной Яр, поднимаемся по ней до леса и ныряем в него, прорываясь к Кизиловке по лесной дороге. В Кизиловке оказываемся в сумерках, в Партизанском в темноте — разживаемся водой и уже по приборам находим дорогу в Фабричную балку. Преодолеваем свежеокрашенный шлагбаум лесничества и оказываемся в лесу, где быстро (фигли, в темноте-то) делаем стоянку на просеке подсекающей дорогу.
23.10 С утра налегке гоняем обратно в Партизанское за водой, и начинаем движение вперёд. Мост через Альму пересекает также безводное русло, вода в водохранилище возможно и есть, но где далеко в зарослях — не сезон… Грунтовка идёт в кустарниках, несколько в стороне от русла, порой забирается на небольшие холмы. Скоро упираемся в Сосновый кордон, обходим забор справа, никем с кордона незамеченные. Теперь дорога идёт по лесу вдоль самой реки — и о чудо! — чуть ниже впадения р. Сухая Альма в ней появилась вода. Куда вся вода уходит ниже по течению не понятно — полей и садов до самого Партизанского почти нет. Проезжаем сквозь кордон Светлая поляна, перед поворотом на кордон Тарьер останавливаемся на обед. Через несколько километров вверх на дороге начинают появляться остатки асфальта. Никем не останавливаемые (люди и трактора на дороге иногда встречаются) проезжаем кордоны Берёзовый, Аспорт и Чёрная речка («турбаза» на карте). С Аспорта хороший вид на Чатырдаг и стену Эклизи-Бурун. Уже под самым перевалом Кебит-Багаз нас не пропускают проехать через кордон Весёлый (похож на дачу), но зато объясняют, как его объехать: по крутой грунтовой дороге, сворачивающей влево с асфальта за сотню метров до кордона, и идущей напрямик к перевалу. На перевале Кебит-Багаз (он же Кебитский) мы в полпятого вечера — светлого времени впереди ещё около часа, но найти хорошую ночёвку на Романовском шоссе непросто и совсем не хочется делать это в темноте. Не доезжая пары километров до Козьмо-Дамиановского монастыря, перебираемся с дороги на другой берег реки и забиваемся насколько возможно в небольшую расщелину, чтобы не быть видными с дороги. Не мы первые тут ночуем: находим оставленные предшественниками ненужные продукты, среди которых сахар — сегодня ежедневный глинтвейн будет слаще обычного.
24.10 Выезжаем рано, обнаруживаем какие-то постройки всего в паре сотен метров впереди. Забираемся вверх по крутой дорожной петле у монастыря, облазим справа шлагбаум кордона Седуна на глазах у какого-то мужика (что делать-то — здороваемся, он в ответ тоже). Начинаем набор по серпантину к Чучельскому перевалу, постоянно уступаем дорогу газелям с экскурсантами. На перевал забираемся к часу, пока отдыхаем и любуемся видами, рядом с нами выгружается газель с экскурсантами и обязательными для них гидом и егерем. Они общаться с нами не спешат, мы понятно тоже. Под шумок рассказов гида седлаем свои байки и уезжаем вперёд. Возможно мы ещё вернёмся сюда, если решим возвращаться долиной Сухой Альмы. Перед кордоном Верховина осматриваем дорогу ведущую вверх на Роман-Кош, а вниз спускающуюся в долину р. Кача через г. Сахал-Сырт. Покрытия, конечно, никакого нет, но если дальше вниз дорога не хуже — вполне можем вернуться и этим путём. Пока же погода прекрасная и день в разгаре, и мы решаем проехать по Романовскому шоссе вверх, насколько хватит времени и сил. Накручиваем ещё метров 200 вертикали, влево уходит отворотка на Гурзуфское седло, которой я спускался два года назад в свою первую поездку по Горному Крыму. Можно свернуть на неё и сейчас, забраться на Роман-кош, спустится с него к Верховине и начать обратный путь. Но съезжать с асфальта влом — пилим выше, к Беседке Ветров. С обрыва неплохой вид на побережье в районе Аюдага, да и сам открытый ландшафт Никитской яйлы в хорошую погоду радует глаз. Экскурсовод очередной группы отдыхающих рекомендует нам исчезнуть побыстрей, пока не вызвали охрану заповедника. Мы не возражаем, и через пять минут находим чудесное, укрытое от дороги, место где можно со вкусом пообедать и допить свой херес. Заодно примеряем различные варианты наших дальнейших планов. До моря отсюда наверное часа три езды, но какое в том удовольствие, если весь следующий день придётся выбрасываться в сторону Симферополя уже не своим ходом, а при помощи транспорта… На Роман-кош лезть после обеда как-то уже не очень хочется, решаем, что из-за отсутствия мотивации — ну что за подвиг, покорить пологий пупырь полтора кила над уровнем моря. Чтобы не возвращаться тем же путём, решаем часть пути проехать газопроводной просекой до Гурзуфского седла, откуда по асфальту сбросить до Верховины, а дальше прорываться вниз долиной Качи. Так и сделали. Набитая дорога кончилась скоро, кила через два у полянки с прудиком и кучей стеклотары. Дальше дорога то теряется на пологих, засыпанных буковым опадом склонах, то перегораживается буреломами на крутых участках. Оба несколько раз падаем, поймав колесом невидимые в глубокой рыхлой лесной подстилке крупные булыганы и коряги. На последнем участке спуска к руслу р. Писара дорога совсем испоганилась, местами приходится ехать (или везти велосипед) параллельно ей лесом. Долина узкая, берег реки крутой, с постоянными прижимами, и хотя воды в русле немного, прямо по нему не пойдёшь. Дорога, естественно бродит через реку от прижимов туда-сюда. Перспектива волочить гружёные велы по такой дороге нас не радует, но делать нечего — дело к вечеру. Проломились вниз по течению где-то с километр, задолбались вконец — надо будет назавтра разгружать заднее колесо и надевать рюкзак на спину. Встали на живописной, но малость загаженной туристами поляне на слиянии Писары с Качей. Погоняв на себе клещей (и что они в Крыму вообще делают, да ещё в таком диком для осени количестве?), отужинав и отметив достижения дня ударной порцией мадеры, завалились спать.
25.10 Никаких улучшений в качестве дороге впереди нет, наоборот, воды в русле после слияния с Качей прибыло, а бегать с берега на берег от прижимов приходится также часто. На месте, где по карте наша дорога пересекает просеку, соединяющую Крымский и г. Кермен, эту заросшую кустами дорогу перегораживает поросший мхом шлагбаум — всё что осталось от бывшего здесь когда-то кордона. Ещё через километр долина расширяется, обходя финальный прижим дорога переходит на высокий правый берег и по ней становиться возможным ехать. Лес кончается обустроенной поляной, до которой явно доезжают на машинах. Одна из дорог круто идёт вверх направо в направлении урочища Валвая, другая идёт по полю вдоль Качи. Обобрав клещей и отдышавшись, возвращаем рюкзаки на багажники, едем вниз — завтра с утра поезд, а до Симфы ещё пилить и пилить. Перед выездом на основную дорогу справа стоят какие-постройки, машины и строительный кран. Видимо это кордон, вместо шлагбаума два столба с цепкой, когда мы ехали она была опущена, но и объехать если что — не проблема. У Шелковичного на правом берегу никаких построек нет, на левый берег ведёт дорога с довольно глубоким бродом. Выше села Загорское (по старой 500-метровке) сейчас водохранилище (на новых картах обозначено), дорога идёт правым берегом, траверсируя вершину 559 м (от которой идёт отворотка на Финарос и долину р. Марта). При подъёме пришлось поменять проколотую камеру (единственную за весь путь). На спуске с горки до Синапного появляются острова разбитого асфальта — на этих 10-тисантиметровых перепадах в дорожном покрытии гружёные байки вылетали словно с трамплина. В Синапном шлагбаум с будочкой, объехали не слезая с седла. Перекусываем на ступеньках магазина и продолжаем путь к своему поезду. От Бахчисарая до Синапного ходит автобус, асфальт здесь отличный (лучше, чем в самой Бахче или Симфе), дорога нам под горочку. По дороге справа от Кудрино виден крутой холм с пещерами — Тепе-Кермен, слева от него Кыз-Кермен. От Баштановки до Предущельного толпы автотуристов и олдскульных пешиков осматривают Качи-Каньон. Нам приходится любоваться освещёнными закатным солнцем отвесными известняками не сбавляя скорости — взялся за блицкриг, полезай в кузов. В Бахчисарае мы в сумерках, по ночной трассе доезжаем до уже известного нам поворота у Приятного Свидания. Завершив таким образом круг, мы допиваем мадеру на просеке у подножия Баклы, в 14 км от вокзала, которые остаются нам на завтра, в качестве утренней разминки перед поездом. |
отступаем! |