отступаем!  

Река Красненькая — Кутсайоки, 12 — 24 июня 2021 г.

Нитка маршрута: Чёртов мост (оз. Юрхямяярви) — р. Красненькая — оз. Яварруярви — впадение в р. Кутсайоки — выброска от бывшей бани (5.6 км после пор. Тесный), 23 км сплава.

Уровень воды: средний июньский, послепаводковый.

Судно: надувной каяк Дракар Меридиан 3.0 «Альмея», два ката-4 «Синий троллейбус» и «Утюг», кат-2 «Буль-К2».

GPS трек и точки: на wikiloc'е.

Фотоальбом похода в галерее.

Дневник поездки.
Присоединился к группе катамаранщиков на июньскую Кутсайоки, как выяснилось на месте, вместе с Красненькой, но без Тумчи. К счастью, пик паводка пришёлся на пару недель раньше и к нашему приезду вода подспала, но всё равно для моей маленькой лодочки расход был великоват. Тем не менее, проходил некоторые пороги, которые часть катов обнесла по ряду причин.

Первый порог на Красненькой иронично называется Короткий, четвёртой категории, в длину он метров 300 и представляет из себя две ступени с небольшим плёсом между. В каждой ступени где-то по три полутораметровых слива, общее падение метров 7, есть где полавировать. 





Посмотрев на всё это великолепие, я недолго думая обнёс свой надувастик и вещи по правому берегу (в начале и конце порога по нему есть стоянки). Так как не все катамаранщицы захотели прыгать сразу в порог-четвёрку, то прошёл его матросом на разгруженном «Утюге». После первой ступени на плёсике нас развернуло, но ко второй ступени выровняли катамаран и вторую ступень прошли нормально. В целом даже маленький катамаран прощает почти любые ошибки при имеющейся воде. «Троллейбус» прошёл с грузом, встряв в прижим под правым берегом во второй ступени, но довольно легко оттуда выбрался. «Бульк» прошёл без приключений с отвязанной палубой.

После оз. Янарруяри начинается череда безымянных шивер, местами полуметровые-метровые сливы, достаточно мощные валы в струе для моей лодочки — в целом вот этот фон как раз был мне по зубам на этой реке. Гружёный «Утюг» в этих шиверах неудачно сел лагом на камень и некоторое время пытался сняться с него, в результате сошёл он с камня только после дружеского пинка «Троллейбуса». Как оказалось, в этом процессе «Утюг» сильно пострадал — один из пилонов разошёлся по шву, выпустив баллон внутрь рамы, второй пилон порвался до середины.

Хорошо, что происходило это всё уже в конце шиверы, и аварийный кат причалили к правому берегу. Вставать чиниться по этому берегу было негде — скалы и высокий берег, но к счастью нашлась подходящая стоянка прямо на противоположном берегу. Вещи и экипаж c «Утюга» перевезли на других катамаранах, а сам полузатонувший кат перетащили к левому берегу на морковке.



Собрав нитки, иглы и заплатки со всех экипажей до глубокой ночи укрепляли прогнившую кордуру наружней оболочки баллона и сшивали пилон обратно. На утро экипаж «Утюга» встал с зарёй и заново связал кат, чтобы продолжить наше путешествие. Кстати, поблизости от нашей аварийной стоянки нашли подраную шкуру «Тайменя» — недалеко по реке ушли ребята, обратно до стапеля выходить лесом всего пара километров… Не байдарочная река эта Красненькая.

Следующим порогом на Красненькой является Островной (III), почему-то обозначенный не во всех лоциях. И «Альмея», и каты прошли канализацией в правой протоке после просмотра.



Дальше небольшой плёсик, потом метров 500 идёт трёшечный фон, в котором надо вовремя почуять приличное падение впереди — порог Прыжок (III-IV), просмотр по правому берегу. Порог представляет из себя полутораметровую естественную плотину, единственным разумным проходом в которой по нашей воде был язык под левым берегом с хорошей бочкой внизу.







«Троллейбус» прошёл первым без просмотра (не ожидали порога так быстро), «Бульк» сперва разгрузил палубу (и то, чуть на свечку не поставило), заштопанный «Утюг» от греха обнёсся, благо недалеко, хотя и по скалам. Я разгрузился и успешно прошёл, хотя киль был очень близок, свечу дал почти вертикальную.

После Прыжка надо не расслабляться, а как только кончится плёс, чалиться к правому берегу и лезть в гору и по скалам осматривать следующее препятствие — порог Щёчки (III-IV). Так же короткий порог, представляющий из себя прорыв реки между двумя скалами, ширина метра два, высота слива полтора, слив косой, на выходе справа бочка.



Просмотрев порог и выставив ловящего, можно перечалиться под самый порог, где разгрузиться. «Троллейбус» и «Бульк» прошли с грузом, первый еле влез в порог и изрядно шваркнулся рамой о скалу. Разгруженные «Утюг» и «Альмея» успешно прошли порог.

После короткого плёса дальше идут два серьёзных порога: Кавказский (III-IV) и Горка (IV). Над Кавказским можно встать лагерем, что мы и не преминули сделать (есть ещё небольшие стоянки после Горки по обоим берегам). После просмотра «Утюг» решили разобрать и обнести оба порога, остальные каты прошли оба порога разгруженные. Горка мне совсем не понравилась, да и в Кавказском риск киля был велик — но решил всё же попробовать. На маленьком улове перед Горкой меня страховали морковкой и катом, пошёл. Первую половину порога преодолел (2-3 слива по метру), потом меня всё же положило в предпоследней ступени и последнюю самую зачётную я шёл уже самосплавом держа в одной руке весло, а в другой лодку. Немного побил надкостницу на голенях, с весла сорвало заклёпку, держащую лопасть — в остальном отделался лёгким испугом, активно выгребал к берегу, когда меня подобрал кат. Сухой гидрокостюм не пострадал и сухим я после киля остался — сухарь достойное приобретение для таких развлечений.





После Горки Красненькая впадает в Кутсайоки, пара километров по плёсам до следующего порога Сомнительный (IV). У меня относительно него сомнений не было — не байдарочный порог, обнос по левому берегу.

«Троллейбус» прошёл без просмотра и приключений, «Бульк» тоже прошёл с грузом, в первом двухметровом сливе встали на свечу, но приводнились на ровный киль. На выходе из порога неожиданно прямо в струе сели на камень, не сразу снялись. «Утюг» традиционно обнёсся.

После Сомнительного метров 800 плёса и начинается следующий порог, Муравей (III). Трёшка он условно, я бы сказал ближе к четвёрке — для прохождения нужен точный заход и навык держать кат носом по струе, мощи в нашу воду достаточно, я пойти на «Альмее» не рискнул. Просмотр и обнос по левому берегу. Прошёл порог вместе с экипажем «Утюга» — очень они боятся, что его в пороге разберёт, ниточки из нашего ночного макраме уже лезут.

600 м ниже Муравья порог БСТ (III) — фиг знает, как это расшифровывается. Порог несложный, я бы его даже до двойки понизил, но для катов важно совершить S-образный заход из-под левого берега на правый и назад, всё это на каких-то пяти метрах. Я без проблем просочился сразу под правым берегом и так и прошёл загруженный этот порог. Через 500 метров правый поворот реки, за которым уже виден и слышен водопад Оба-на (V). Перед ним по левому берегу большая стоянка на каменных лбах.

В нашу воду проходить Оба-на достаточно желающих не нашлось — в целом водопад выглядит как авария на ГЭС, а не как порог пятой категории. Обнос возможен по обоим берегам.





Сразу за небольшим плёсом после Оба-ны открывается ещё более величественное зрелище — водопад Маманя. Швартовка и обнос по левому берегу, в нескольких метрах перед сливом.



Есть верхняя обносная тропа, в нашу воду можно было обносить и нижней тропой — прямо под скалой у водопада. Каты и гермы можно переправить вниз по тросу (хорошо для этой цели иметь пару стальных карабинов).

Следующее препятствие после Мамани находится через 2.5 км, это порог Тесный (IV), полностью оправдывающий своё название. Непонятно, куда делась вся вода Мамани — расход здесь значительно меньше, чем в предыдущих порогах на Кустайоки. Заход делится большим зубом на две протоки, и только правая впритык проходима для ката. Так как мы ночевали на этом пороге (просмотр и стоянка на правом берегу), то «Троллейбус» решил заодно и обнестись, все остальные суда прошли разгруженными. Все прошли не совсем так, как планировали изначально: «Бульк» сделал телемарк между ступенями и ключевой последний слив прошёл кормой; «Утюг» упустил перед ним весло и свалился в бочку лагом (к счастью, без последствий); меня на «Альмее» нанесло в последнем сливе на камень-постамент, с которого я нырнул в бочку как с трамплина (тоже обошлось).





 

От порога Тесный 5.6 км до бывшей бани по правому берегу, к левому берегу можно заказать машину из Алакуртти. Если от бани пойти по дороге по правому берегу, то где-то через 3 км выйдешь почти на перегиб, погуляв влево-вправо метров 200 вокруг можно поймать связь МТС и Мегафон. Так как все запасные дни мы уже истратили, а договорённости с катером на Иовском водохранилище достигнуть не удалось, то группа решила выбрасываться отсюда, что и было осуществлено немедленно. На въезде в Алакуртти есть гостиница «Тумча», где можно остановиться в номерах или снять целиком домик или баню.

При необходимости связаться с автором этого мини-отчёта, пишите на почту mikkifox@gmail.com.

отступаем!