отступаем!    

Верховья реки Печора и плато Маньпупунёр, 19.06 – 08.07.2022.

Гидробиологическая экспедиция МГУ в Печоро-Илычский заповедник.

Нитка маршрута.

Москва — Ухта (поезд) — Троицко-Печорск (поезд) — Якша (трансфер) — Усть-Унья́ (трансфер) — р. Подкопенный (аэролодка) — горный лагерь на Вологодской грани — плато Маньпупунёр (радиалка) — р. Подкопенный — устье р. Маньская Волосница — устье р. Большая Порожняя — устье р. Ельма — устье р. Большой Шежим (Шежим-Печорский кордон) — дощаники до Усть-Уньи — трансфер в Якшу — трансфер в Ухту — Москва (самолёт), 85 км на вёслах, 53 км пешком.

Погода: На плато +5-10ºС днём, шёл снег; на реке +15-30ºС, были и дождливые и солнечные дни.

Уровень воды: высокий, ко второй неделе упал на 30 см.

GPS треки и точки на wikiloc'е: река, радиалка на плато Маньпупунер.

Фотоальбом поездки в галерее.

Суда: два надувастика Drakar Ушкуй 4.0.

Команда: четверо смелых биологов-ушкуйников.

Мини-отчёт.

Эта поездка изначально планировалась как пешеводка по Северному Уралу, однако в процессе подготовки она трансформировалась в научную экспедицию. Дело в том, что плато Маньпупунёр со знаменитыми столбами выветривания (мансийские болваны, или просто пупы) расположено в верховьях Печоры на территории Печоро-Илычского заповедника. Мои попытки связаться с заповедником как турист на предмет разрешения прохода и сплава по Печоре были  им проигнорированы, так что пришлось задействовать биофаковские связи и попадать туда уже как учёные :)

Логистика попадания на плато Маньпупунёр весьма непростая, расположено оно в самом что ни на есть медвежьем углу Северного Урала, где нет ни дорог, ни населёнки на сотни километров. Один из вариантов туристического попадания туда это однодневный вертолётный тур, летят из Троицко-Печорска (в котором туристам часто приходится несколько дней кантоваться, ожидая, пока облако сползёт с плато и вылет разрешат). На плато будет полтора часа на обнимание с болванами и хождение по отсыпанной гравием тропе в группе с экскурсоводом, стоит это удольствие около 40 тыр с человека. Нормальных фоток в таких условиях, понятно, не сделаешь. Более интересный вариант, это попадание на столбы в рамках пешего похода по маршруту «Единый Урал» от перевала Дятлова — но мне, опять же, не нравилась гидовость и коммерческая направленность этого мероприятия. На месте нашёлся также ещё один вариант попадания на Маньпупунёр: Алексей Ларионов (38 тыр летний тур, 5 дней) забрасывает своих туристов вверх по Печоре на аэролодке на 5 км выше ручья Подкопенный, откуда пешком по тропе до бывшего оффроадерского трека по хребту, и по нему в горный лагерь на Вологодской грани (около 10 км). С горного лагеря до болванов 10 км сперва по грязной тропе до Печоры, оттуда почти до Маньпупунёр идут деревянные мостки, построенные за последние несколько лет волонтёрами. Кстати, волонтёрство — не совсем туризм, но кому-то может быть интересен именно такой вариант попадания на столбы. Организуются волонтёры либо прямым запросом в заповедник, либо через компанию «Северный Урал».

Так как мы официально ехали работать в заповедник, то он нам помимо пропусков, за символическую плату, организовал заброску на ручей Подкопенный на своей лодке на воздушной подушке. Сперва должны были везти на «Хивусе», но он сломался, и потому нас и вещи забрасывали маленькой аэролодкой за две ходки.

Наша аэролодка

Также заповедник нам любезно предоставил для сплава две лодки от любимого мной Дракара — экспедиционные Ушкуи 4.0 и комплект канойных вёсел к ним.

Наши Ушкуи

Трансфер от Якши, где расположена контора заповедника, до Усть-Уньи́, от которой стартовала аэролодка и обратно тоже взял на себя заповедник, как и наше проживание в Якше в гостевых домиках лосефермы — за что ему большое спасибо!

От Ухты мы доехали до Троицко-Печорска на рабочем поезде из Сосногорска, если ехать на маршрутках по автомобильной дороге, то там смесь убитого асфальта и не самого плохого грунта. Но водители говорят, что подвеску менять раз в сезон всё равно приходиться. Доехать из Троицко-Печорска в Якшу можно на якшинских таксистах (Сергей Зайцев, +79125446405, 8-местный WV Caravelle). Чтобы добраться до Усть-Уньи, от Якши надо ехать обратно вниз по течению Печоры до Комсомольска-на-Печоре, где переправляться при помощи парома на правый берег (мост давно смыло, и следов его не видно). Дорога от Троицко-Печорска до Якши — грунт, разъезженный трелёвщиками. Пузотёрки проходят, но в дождливую погоду имеют хороший шанс встрять. От Комсомольска до Усть-Уньи лесная дорога с глубокими лужами и песком, видел только полноприводные машины.

На аэролодке все мы ехали первый раз, было интересно. Скорость у неё около 30 км/ч, легко проходит мелководье и перекаты. Из минусов — ехать приходиться в защитных наушниках, так как винт, нагнетающий воздух в воздушную подушку ревёт на 5000 оборотов децибел под 100. Ехали от Усть-Уньи до ручья Подкопенного за две ходки два дня с ночёвкой на кордоне. Оставили лодки и большую часть вещей на берегу, а сами ушли в горный лагерь на Вологодской грани.

Погода дождь и сильный ветер, все промокли насквозь и замёрзли, вписались в горный модуль с печкой. Вообще горный лагерь расположен в странном месте — на продуваемом всеми ветрами курумнике, даже места под палатку ровного не найдёшь, да ещё и за водой 3 км ходить к истоку Печоры (егеря носят в лагерь).

Горный лагерь на Вологодской грани

В этом модуле мы сидели и думали туман два дня, надеясь на улучшение погоды и беря пробы в истоке Печоры. На третий день туман начал подниматься, решили сходить в сторону болванов поработать, и если тенденция к улучшению погоды не пропадёт, то заодно и на столбы посмотреть. Время от времени начинается дождь, ветер по-прежнему сильный — но облака поднимаются выше плато Маньпупунёр и мы всё же смотрим столбы, хотя и в мрачную погоду.

Столбы Маньпупунёр

Думаем, если назавтра распогодится, сходить ещё раз — но с утра валит снег крупными хлопьями, и уже начинает ложиться на землю (это в конце июня на высоте всего-то 800 мнум, между прочим). Высиживаем до обеда (снег не прекращается) и решаем валить вниз. У реки потеплее, снег прекратился сразу, как спустились в зону леса. Перебраживаем Печору и встаём в палатке на низком правом берегу. К вечеру облака исчезают и нам показывают красивый закат — уже кусаем локти, что не остались на день дольше наверху.

На следующий день надуваем Ушкуи, собираем вёсла и начинаем сплав, совмещённый с пробоотбором. Порогов и завалов на Печоре нет, максимум небольшие перекатики, резкие повороты струи и неожиданные отмели, которые протаскиваем волоком. Местами река от берега до берега перерастает нардосмией (белокопытником).

Местами Печора от берега до берега перерастает нардосмией (белокопытником)

За день проходим на вёслах 23 км до устья Маньской Волосницы, сбрасываем 80 м высоты — это участок реки с самым большим падением на нашем маршруте, дальше река выходит из гор и течёт по равнине на запад. Скорость течения Печоры у Подкопенного 5 км/ч, ширина реки 10 м. К Маньской Волоснице река становится вдвое шире, скорость течения падает до 3-4 км/ч, мелей и меандров дальше становится меньше.

Река Печора в районе Маньской Волосницы

Ушкуи, конечно, та ещё баржа: если мой Меридиан это карликовая Лапланда, то Ушкуй — Лапланда на стероидах. По конструкции всё примерно то же самое, только вместо одного центрального баллона Альвидос сделал два, и второй двойной длины, облегает по сторонам центральный баллон. Ширина и высота Ушкуя заметно больше, чем у Лапланды, байдарочное весло 230 см коротковато, а вот салютовское в самый раз. Хорошо, что мы взяли свои байдарочные вёсла — канойными мне управлять Ушкуём не понравилось, и медленно идёт, и носом вертит сильно. Ходить на Ушкуе плёсы явно плохая идея из-за высокой парусности, так что на больших реках думаю он не очень хорош (а для маленьких больше подходят его младшие собратья).

Переночевали в «Казарме» — новом и расположенном выше всего по реке кордоне заповедника.

Река Печора в районе кордона Казарма

На следующий день проходим ещё 15 км до кордона «Строганая доска» и встаём на днёвку — времени у нас предостаточно и к тому же очень хочется баню. После простора «Казармы»  непривычно втискиваться в малюсенькое зимовьё «Строганой доски».

Кордон Строганная доска

После днёвки перемещаемся на Елминский кордон. Здесь река впервые обретает глубину, хариус сменяется щукой. Ширина реки метров 30, быстротоки чередуются с плёсами.

Река Печора в районе Елминского кордона

Следующая стоянка на кордоне Уманские Луки, немного дальше впадения реки Сага. Кордон Гарёвка осмотрели, но проплыли дальше, встали на Шежим-Печорском кордоне.

Шежим-Печорском кордон на Печоре

Это самый большой и развитый кордон заповедника на Печоре, здесь круглосуточно есть электричество от солнечных панелей, спутниковая связь, гостиница с кроватями и бельём, газовая плита, постоянное присутствие инспекторов. До Шежим-Печорского кордона проходят деревянные лодки с подвесным мотором от Усть-Уньи, хотя в межень им приходится изрядно потаскаться на перекатах. У нас вода падает, но пока ещё не критично. Дальше идти на Ушкуях по широкой, 50 м, реке скучно и долго, связались с дирекцией заповедника, чтобы нам организовали проброску на дощаниках до нижележащих кордонов. Одну ночь постояли и поработали в устье Большой Шайтановки. Кордон стоит на месте пришедшей в упадок старообрядческой деревни (как и Шежим-Печорский).

Кордон Большая Шайтановка на Печоре

Последнюю ночь на реке провели как и первую — в палатке на кордоне Полой.

Кордон Полой на реке Печора

На утро выбросились двумя дощаниками до Усть-Уньи, где нас уже ждала заповедная буханка в Якшу.

При необходимости связаться с автором этого мини-отчёта, пишите на почту mikkifox@gmail.com.

отступаем!