отступаем!

Путешествие из Москвы в Петербург и назад.

(как я открыл телепортацию)

Началось всё, когда меня взяли на престижный международный семинар. Проходить он должен был в Питере, а молодые таланты на него приглашались из стран Восточной Европы плюс англичане, на чьи шишы вся пьянка и организовывалась. Оплачивали всё, кроме дороги до места сборища. Это меня вполне устраивало – билет из Москвы стоит меньше 300 рублей, что доступно любому аспиранту.
Уже где-то в сентябре, ближе к событию, у меня зародилась идея осуществить поездку в Питер, не затратив на дорогу ни копья. Раз уж живу по правилу не отказываться от путешествий, которые предлагает жизнь, то надо и к намёку организаторов прислушаться...
Времени, в отличие от денег, у аспирантов хватает – в голове у меня нарисовался план отлично погулять по Северо–Западному региону. В планы попали Новгород, Выборг и Псков – информация была вытащена из сети, карты распечатаны и заламинированы. Друзья в Питере были не прочь приютить меня на несколько деньков до или после, кроме того, я захватил с собой весь джентльменский набор туриста (палатка, пенка, спальник, гигпакет и жорнабор). Учёл и специфику международного семинара – догадался взять парадную одежду и роскошь типа полотенца с шампунем, городской рюкз. Запхав весь великий хабар в столитровик, в пятницу в девять тридцать вечера я вышел на большак...

А был я дока в походном туризме,  где целью является дикая природа и мечта о полной изолированности от посторонних людей. Планируя путешествие стопом, я готовился к смене этой догмы на противоположную. Туризм, вместо привычного мне природного, планировался городским; а всю поездку я рассчитывал на помощь абсолютно незнакомых людей.
И это мне удалось :)

9–10.Х.2004
21:56 Автобус 830 до МКАД
22:20 Я уже на М1
22:40 отворотка М9
23:08 отворот на Шереметьево 1
00:03 перед Зеленоградом
4:00 Верхний Волочёк торчу до 10:20, трасса стоит
12:00 поворот на Валадай – иду пёхом, гуляю по городу.
14:33 снова на трассе, в жуткой позиции, поехал только в 15:30
17:11 развилка от СПб на Москву и Новгород–Сев.
18:10 Господин Великий Новгород

Если не считать зависания в Волочке, то я остался собой доволен. А какие люди меня возили! Фирмач из Одинцово, телеоператор, таксист, пиджак, дальнобойщик на Волге (!) из Уренгоя, рыбак из Владимира, пара очаровательных урок из Тюмени – всем спасибо!

Пожалуй, Валдай как город меня бы разочаровал, кабы не его жители. Замечательные, добрые и приветливые люди! Ну, музей колокольчиков тоже оставляет впечатление: помещение у них выигрышное (собор Св. Екатерины, если не ошибаюсь) и из многих колоколов и колокольчиков можно извлечь звук. И минуту слушать, как он катается по круглым стенам бывшего храма...

В Новгороде я решил сразу селиться, пока не стемнело. Методом аска (общение и только общение – вот ключевое понятие автостопа) я выяснил, где можно встать с палаткой. Оказалось, что один из городских автобусов идёт за город, и мне даже посоветовали полянку в парке – замечательная молодёжь живёт в провинциальных городах. Ну ей богу, ни одного гопника не встретил! Там я уже в сумерках разложился и зажил. На следующий день встал рано,  замёрз чертовски – осень, как никак. Поприседавши для согрева, обстучал палатку от растаявшего снега и вернул всё шмотьё в рюкз.
Музей деревянного зодчества «Витославлицы» находился в двухстах метра от моей ночёвки, и как раз вовремя открылся. Билетёрша приютить мой рюкз отказалось – пришлось мне его заныкать в поленицу домика без её ведома. Музей классный – около 20 изб и церквей свезённых со всего края. В четырёх избах сидели разряженные в кокошники и прочая тётки, с которыми я мило пообщался на темы древнего быта :) Предметов старины у них в избах предостаточно – не хуже экспозиции музея крестьянского быта, который мне довелось посетить на Урале. Дают поткать кудельку и поработать на реставрированном ткацком станке всем желающим. Также зовут всех приезжать в первое воскресенье июля – в музее народное гуляние и вообще очень весело.
Рядом находиться древнейший (кажется) в России Юрьев монастырь. Сейчас реставрируется, так что в лесах. Роспись почти не сохранилась (только растительный узор по «оконным рамам»), а архитектура княжеская стоит, что ей будет.
Третьим объектом привлечения туристов в Юрьево является Перынский скит. Как скит сейчас не функционирует – монашки не выдержали наплыва туристов (скит находится в прямой видимости городского пляжа на Ильмене;) Очень маленький храм, тоже что–то в районе Х века. Внутри опять же, увы, ничего старого. Чтобы осмотреть, достаточно попросить дежурного по скиту (рыжий парень, не старше тридцатника) открыть храм. На каждое спасибо дежурный отвечает как–то затейливо, что–то вроде «спаси бог» – «да славен». Кроме храма, на территории скита стоит крест, якобы  на месте крещения Руси.
Закончив с Юрьево к обеду, я поехал в исторический центр города. Так как я планировал до ночи добраться до Питера, то осмотрел всё поверхностно. В кремле порадовала экспозиция «История России» и большая коллекция икон. Заявлено, что иконы с XI века, но на их месте висит записка «на реставрации». Так что, на самом деле, в экспозиции представлены иконы начиная с XIV, что тоже интересно. Не найдя в музее «жалобной книги», наябедничал билетёрше и охранникам, что в православии нет «Св. Никола», а есть весьма почитаемый святой «Николай Чудотворец». Уж не знаю, дойдёт ли до исправления бирок...
Неплох новенький памятник «Тысячелетие Руси», стоящий в кремле. На территории кремля же находится какой–то музыкальный колледж. Очень меня порадовали ребята – пока я разглядывал собор кремля, они исполняли какой–то виртуозный авангард, а когда я уже бёг в камеру хранения за рюкзаком, к пиано присоединился абсолютно безумный женский вокал. Супер!

11.Х.2004
18:20 центр города
18:50 я на трассе, сразу и до Питера – 21:00

Поселился у подруги, часов до трёх отмечали встречу, распивая Киндзмараули... Наутро я перетащил вещички к другу, и до полудня мы с ним перетирали за жизнь... А потом я спохватился ехать в Выборг, наивный. Туда в день электричек пять ходит, и ближайшая была только в 16 с чем–то... Так что, пришлось снова применять уже выученный метод телепортации:

12.Х.2004 – туда
13:10 Пр. Тореза – Выборгское шоссе.
13:34 Сертолово
14:06 Чёрная речка
14:30 Первомайское
15:12 АЗС БалТрейд
15:55 Выборг
Ещё минут двадцать, и моя электричка начнёт свой медленный путь... Итак, у меня несколько часов на разграбление города. И кто мне наговорил, что уже почти Европа? Что готический город? Да ничего подобного! Грязный, обшарпанный городишко. Ну, есть остров со страшненьким замком, есть несколько мощёных улиц и развалившихся церквей. Статуя Аполлона с шестерёнкой в руке... Бр–р, неуютный город. В замке есть несколько интересных музеев (подводной археологии, голограмм), клуб реконструкции, желающих пускают влезть на башню. Так себе. Прогулка по парку, 10 минут интернета, через красную площадь местного значения до остановки автобуса. На трассе  меня очень удачно подбирает семья туристов, с которыми мы столкнулись в замке.

12.Х.2004 – и обратно
19:10 на трассе
20:30 Садоводства (30 км)
21:14 Питер в районе пр. Просвещения

По приезду опять пьянка до тех же магических 3 ночи. С утра в Эрмитаж, потом регистрация на конференции и экскурсия по городу в автобусе с русским гидом. Воспользовался случаем напугать иностранцев своим английским, перевожу им суть вкратце :) Иностранцы пока представлены только пятью румынами. Потом первая пьянка конференции в зале петровской Академии наук – грандиозно. Часам к девяти вечера я уползаю в сторону отеля – надо зарегистрироваться, наконец, да забрать вещи от Валеры. Ага, жить я, оказывается, буду с англичанином – всё чудесатее и чудесатее... От Валеры я выкатываюсь за 15 минут до закрытия метро, но автостоп меня и здесь не подвёл :) В метро успел, и от метро тоже :))
Кокни мой встал в 4 утра, и пить отказывается, ну думаю,  и ладно – наверстаем. Так оно и вышло: три вечера подряд трёп о вселенских проблемах бытия, от этической стороны покупки пиратских дисков до тенденции к глобализации в мировой экономике. Надо сказать, что главным достижением семинара для меня стало взятие языкового барьера. Самое сложное, это расстаться с комплексом, что ты не можешь говорить на этом языке. В общем, своим жутким английским, на котором я даже шутить умудрялся, я этих иностранцев обаял. Ну, а потом, мы с ними прошлись по кабакам, и покатилось ;) Нет, определённо всё было очень весело, даже чересчур (на взгляд профессуры).
Так как автостоп на пути сюда мне понравился, то я решил и закончить путешествие в том же стиле. Для логического завершения программы я пожелал посетить Псков со окрестности. И пасмурным вечером 17–го октября вышел на Киевскую трассу. Надо сказать, дорога меня не подвела и приготовила сюрприз. Только я начал стопить, как рядом нарисовалась девчушка с банкой коктейля и пушистым кроликом в руке. Чем не сюр?  Говорит, поссорилась с парнем и без гроша денег с кролем в руках рванула к родителям в городок Остров, что за Псковом... Уж не знаю, кто ей про автостоп рассказывал – шапки нет, на ногах туфли, вторая банка дряни...
Пришлось брать на буксир. Как я и ожидал, часа в три ночи трасса встала, и мы оказались в неких Лудонях втроём с кроликом. Пришлось распаковывать рюкз – хорошо я запасист, и найти в рюкзаке шарф и шторму дело пяти минут. Покемарив до утра в кафе для дальнобойщиков, мы поймали таки одного из них на кормушке и поехали – я до Пскова, Настя с кроликом до своего Острова...
В Пскове я опять же избавился от рюкза и обошёл исторический центр. Вот, это тот город, который мне нравится! Видно, перепало ему денег на недавний юбилей, и вся архитектура выглядит прилично. Церкви все напоминают ребёнка Дауна гораздо больше, чем Исакий – белые стены и непомерно большой чёрный купол. Но очень оригинально, и выглядит как пионерская моделька; даже не верится, что стоит всё это богатство чёрт знает сколько лет. В понедельник ни один музей города не работает, но в Успенский собор кремля пускают – а там есть что посмотреть. Если вежливо спросить сестёр, то и за ленточку пустят. Иконостас хорош, прямо скажем, шикарен. И центральная маковка, расписанная до самого верха, прекрасна. А вот снаружи собор смотрится недоразумением, уж больно асимметрично выглядит.
Кремль очень хорош, виды с набережной красивы. Ещё в городе памятник ВОВ оригинальный, эдакий цирк из стволов.
Весь день идёт непрерывно дождь, но, несмотря на это, гулять по городу приятно. Опять же, отличная молодёжь пьёт на стенах древнего кремля! Сии студиозусы с педюшника  рассказали мне что где посмотреть, во Пскове, и во Изборске с Печорами. А вот старшее поколение не знает и своего города (позор)! Ближе к вечеру поехал в Печорский монастырь с надеждой там вселиться. Страшно повезло – сразу поймал мужика, едущего туда. Он довёз меня прямо до монастыря, хотя сам ехал в другую сторону – отлично, классическая автостопная байка ;)
Дежурный по братскому корпусу сныкал мой рюкзак и отправил на службу – всё равно мою судьбу может решить только отец Максим, который на службе. Служба шла в Успенском соборе монастыря – тоже шикарное местечко, в смысле плотности икон и лепнины с позолотой. Оказалось, служба в монастырях штука затяжная (зачем они по столько раз повторяются?). Впрочем, я не возражал, как никак, а первый опыт, всё в диковину. Хор был просто прекрасен (да–да, это я говорю:), а вот верующие отвратительны. Убогие, иначе не скажешь. Убогие и некультурные люди. Часа через полтора служба закончилась, и отец Максим, кратко проинтервьюировав меня, пришёл, видимо, к выводу, что жить в святом месте я недостоин – и определил на поселение к прихожанке. Я что – я не против, на гостиницу с куполами и не претендую :) Поблагодарил да и пошёл. После некоторых усилий, перепугав до смерти соседок этой Марии, я зажил. За ночь куртка и рюкзак пообсохли, дождь прекратился. В 8 утра я выписался, так как Мария планировала объявиться дома в следующий раз только после акафиста, начинающегося в 15:00. Так как ехать было ещё рановато, я пошел, послушал утреннюю службу, погулял по мере возможности по территории монастыря. По мере возможности – это потому, что всюду таблички «проход воспрещён». Монастырь страдает от туристов и паломников.
Очень удачно вписался на экскурсию «для своих» в пещерную церковь. Да, за 500 лет в монастыре много народу перемёрло – порядка 10000 захоронений находится в песчаных стенах пещер, там же церквушка и мощи. У меня хватило ума включить на полную мощь фонарик для освещения одного из боковых ходов. На меня зашикали все эти  верующие со свечками, судя по виду и стилю разговора, бывшие лекторы общества «Знание». Гид проникся и рассказал мне легенду, как одного неосторожного туриста потеряли в пещере. Я извинился и пообещал, что «больше не буду».
Устав от чужого монастыря, пошёл я за рюкзаком, набрал воды в колодце и вскоре покинул сиё богоугодное заведение. Замечательное место, кабы не служители культа – не знаю почему, но вызывают они у меня невыразимое словами раздражение. Про отношение к большинству встреченных верующих уже выше всё сказал.
Около 13:00 я устопился в Изборск, где оставил рюкз в музее (ничего особенного, кроме приятных девушек на входе), и побежал смотреть крепость, остатки Труворова городища, и Словенские ключи. Есть неплохая действующая церковь с иконой Александра второго в прекрасной резной раме, сделанная на средства благодарных крестьян (за освобождение от крепостного права). Самая древняя церковь (чуть ли не XIII век) закрыта, и судя по помойке вокруг, внутри ничего не осталось. В третьей церкви музей крестов – ничего особенного, но и стоит 5 рублей. Крепость – вот на что действительно стоит посмотреть в Изборске. Словенские ключи для человека хоть раз бывавшего в горах ничего интересного не представляют. Что–то мне ребята из псковского педа рекомендовали из неофициальных экспонатов, да я позабыл, что.
В Псков меня почти сразу подбросили молчаливые МЧСовцы. Я ещё сходил в музей в Приказной палате (ничего особенного), предпринял попытку купить открыток (впустую, на почтамте очередь человек 20), купил в дорогу вкусных и дешёвых пирожков, и отчалил на трассу часам к 17. Места по дороге отличные, псковские дали (кстати, мимо Пушгор я тоже проезжал:). Уехать удалось сперва до Острова, потом до Опочки, в которой я и завис. Была надежда, что я до ночи окажусь на рижской трассе и уеду в ночь на дальнобойщике, но увы мне – поздно на трассу вышел. Проторчав до десяти часов на посту ГАИ, я отошёл на 20 метров в лес, и раскинул палатку. Спалось на удивление спокойно и тепло, проснулся только к десяти утра. Прошёл под рюкзаком через всю Опочку, а потом ещё за два рывка до последней развилки с Опочки. Как–то не пошла трасса, ни с одной из имеющихся позиций меня не брали. Дальнобой не останавливается, на бензоколонке не взяли – у них уже охрана сидит вместо напарника.
Сюр был в Опочке просто замечательный – сижу я на корточках под знаком ограничения скорости, от ветра отворачиваюсь, и ем холодную консервированную конину. Ножиком. Не стоплю, соответственно. Останавливается около меня джип. Я бросаю банку и ножик, на ходу обтирая губы рукавом, иду к машине. Водила опускает стекло и выслушивает мою басню. «Нет, отвечает, – не подвезу, я смотрю, что ты тут со знаком делаешь». «Обедаю». Стекло закрывается, джип разворачивается и уезжает в Опочку. Я минут пять не могу продолжать, потому, как живот болит от смеха.
В итоге часа в три меня подобрал Камаз, проезжавший мимо меня раз в 30 минут, и добросил километров на 20 (там всего–то 55), до места ремонта дороги. Я пробрёл ещё километров несколько до деревни Мякишево. И торчал там на остановке где–то часа полтора, пока не остановил автобус Псков–Витебск. Водила пообещал содрать с меня полтинник до Пустошки, и я уже был готов на такие траты. По дороге мы с ним обсуждали современное состояние водочного рынка и перспективы домашнего самогоноварения. Так что, в итоге денег с меня не взяли – ещё один пример классической стопной байки (ребята, не врут!).
В 18:00 я был на позиции АЗС на М9, переобщался с кучей фурщиков – но всё без толку, все едут спать. Уже в темноте мужик со Смоленска провёз почти через всю область до Куньи. Там я прятался от дождя в кафе, согревался чайком. Где–то на рубеже вторника и среды меня подобрал парень на фольксвагене, приятный собеседник. Он ехал с Литвы в расчёте быть к вечеру в Москве, но на российской таможне якобы сломался компьютер – в общем, таможня встала на 5 часов, создав огромную очередь. А Саше повезло ещё оказаться на нейтральной полосе – ни воды купить, ни в туалет выйти. Сейчас он вовсю зевал и до Москвы доехать не рассчитывал. Я по мере сил развлекал его разговорами, но во Ржеве всё равно пришлось ему ехать в мотель отсыпаться. Я остался стоять на посту (ДПС), ловя под мерзким дождичком редкие машины. Дальнобойщики после четырёх начали просыпаться, но меня брать не хотели. Поехал я около шести, тоже на вильнюсской машине. Водила – бизнесмен стиля «что украсть из сырья и как за бугор продать». Начинал ещё во времена совка с драгметаллами, сейчас левое мясо Москве поставляет и прочая мелочёвка. Тоже проторчал в очереди на границе. Довёз меня до МКАД к девяти утра, где я поймал последнюю тачку этого путешествия. Дедок думал на мне заработать, но забыл оговорить это при посадке. Отдал я ему, всё что оставалось с краю (заначка – святое), а оставалось там всего–то 20 рублей. Пока дед поливал меня матюками я выгрузил рюкзак и, помахав ему рукой, пошёл к остановке 830 автобуса.
Надо сказать, что смычка научного события с городским туризмом удалась на славу; а метод автостопа продолжает работать даже в наше смутное время ;) Всем рекомендую.