отступаем!

Плато Путорана, 02.08 – 25.08.2021.

Месячная поездка с гидробиологической экспедицией МГУ в режиме пешеводного похода.

Нитка маршрута.

Норильск — вертолёт до верховья р. Нерал — радиалка на оз. Аян — сплав по Нералу до устья р. Бургул — проводка вверх по Бургулу до оз. Бургульское — волок на оз. Манумакли — сплав по р. Иркинда — оз. Кутарамакан — волок в устье Орокана — оз. Кета до кордона заповедника — дальше на катамаране с мотором 238 км по Кете и рр. Рыбной и Норильской до Норильска (гидропорт Валёк).

Уровень воды: низкий, меженный; в р. Рыбной высокий.

Судно: надувной каяк Дракар Меридиан 3.0 «Альмея», два туристических ката-4 «Корвет» и нонейм-самошив. По оз. Кете и дальше каты связывались в одно судно «Пипелац».

Трек и точки: на wikiloc'е.

Фотоальбом похода в галерее.

Дневник поездки.

Изначально всё выглядело полной авантюрой, какие-то странные люди вписывались в группу и, купив билет за 40 тыр до Норильска, сразу выписывались из неё… Руководитель с байдарочным опытом 2 кс в Карелии, организующий пешеводку с катами 3-4 кс в отдалённый район Сибири — сперва всё выглядело вообще нереальным. Но деньги на вертуху в сердце Путорана нашлись, группа утряслась и усилилась двумя мастерами водных видов спорта, заповедник дал добро и, что окончательно решило успех экспедиции, сумел забросить на кордон на оз. Кета 2.5-сильный мотор, ГСМ к нему и жратву на 9 человек. Фиг бы мы без мотора вышли в срок из тайги к самолёту…

В Норильске нам сразу безумно повезло — стояла ясная погода и Норильск-авиа, с которым по почте бодались чуть ли не с апреля, сказал что этим же вечером мы улетим, так как всё равно идёт рейс на Аян. А могли бы и пару дней мариновать, а то и неделю в славном [сернистым ангидридом] городе Норильске с безумно дорогим жильём для вахтовиков. Почти все из нас летели на вертолёте впервые, волновались, как зайдёт — так что некоторые даже закидывались дромином и жалели об отсутствии беруш. Но всё прошло замечательно, движется сей вид транспорта весьма плавно, хотя и шумновато. За 2 часа 20 минут мы прошли над всем нашим будущим маршрутом, успев разглядеть кое-какие детали. Высадили нас на повороте Нерала, ниже практически стаявшей верхней наледи.

Встали лагерем на ночь на островной косе, на утро попхали ненужные в радиалке вещи и суда в гермы и выдвинулись пешком в радиалку на оз. Аян. Рельеф и растительность гуманные, легко прошли 14 км до Аяна за день. Озёрного простора не видно из-за конуса выноса р. Амнундакта. Постояли там, на обратном пути встали на ночёвку на оз. Монамакли, и через день вернулись к вещам.

Тем же вечером собрали каты и мою лодочку и сплавились вниз на 4 км, надрав по пути крупного (500-700 г) хариуса на закуску.

Местами на перекатах слишком мелко и требуется проводка — время низкой воды на Путорана. На следующий день сплавили оставшиеся 30 км по Нёралу до устья Бургула. Я шёл последним и добирал харюзов, пока группа на катах ускакала вперёд. В результате, когда я дошёл до впадения Бургула, никаких следов группы не обнаружил. Представить, что они ушли вверх по Бургулу не дождавшись меня (навигация у меня своя была, но всё равно) я не мог, и решил что, видимо, каким-то чудом я их пропустил и они встали раньше на Нерале. Как впоследствии оказалось, они шли впереди меня, встретили в устье Бургула агрессивного медведя и вставать здесь не рискнули, и провелись вверх, оставив в неудачном месте знак для меня (я принял его за естественный объект). В общем, эту ночь я переночевал в устье Бургула один (благо всё своё вожу с собой), а группа на два км вверх по Бургулу. Решил ждать группу до обеда, а потом начинать самостоятельно двигаться дальше, но с утра увидел их коптер, которым они меня разведывали, и, поняв, что он возвращается вверх по Бургулу, снялся раньше.

Обычно группы обносят Бургул по берегу (Иванов 2010, Гарбуз 2014), хотя по низовьям Бургула довольно просто проводиться — знай греби себе по плёсам вверх по слабому течению. За полдня мы поднялись на 12 км вверх от устья — но под конец пошла уже полноценная проводка порогов и перекатов.

Отсюда я решил нести свою «Альмею» по берегу, так как рюкзак у меня был меньше 40 кг и рельеф выглядел простым. У группы с катами вес был больше сорокета на рыло, так что они на следующий день продолжили проводку и победили — сумели протащиться до оз. Бургульское к вечеру.

Я порядком задолбался тропя местами по болотинам в облаке гнуса, но прибыл к озеру раньше группы на час, и к их прибытию уже поставил палатку и наловил хариусов на ужин. Не ожидал, что они придут на судах и с желанием переехать на дальний конец озера, чтобы следующим днём сразу начать с волока на оз. Манумакли — пришлось разбирать палатку и грузиться на кат.

Волок предстоял короткий, но у некоторых участников вес рюкзаков был до 46 кг после всех разгрузок и перетасовок.

Тем не менее за три ходки мы сделали эти 3 км, обошлись без кочкарника и болота. Пообедали, собрали лодки-каты и переехали к избам на другом конце оз. Манумакли. Домики были заселены лесниками, оценивающими состояние леса для заповедника, их забросили сюда вертолётом на всё лето. Они отнеслись к нам благожелательно и дали воспользоваться баней — большего нам и не надо было.

Отсюда начинается сплав по р. Иркинда, которая в наш сезон выглядит здесь не больше верховий Нерала — мелкий ручеёк шириной 10 м. Первые несколько километров река течёт в новом русле по лесу — опасные расчёски, завалы из брёвен. Дальше начинаются длинные плёсы, чередующиеся с хариусными перекатами.

В первый день сплава прошли 8 км и встали на правом берегу у озерков, недалеко за впадением левого притока Хибарба.

На следующий день должны были начаться пороги и мы с нетерпением ждали, каков в них будет уровень воды. Первый порог, Водоворот, должен быть на впадении безымянного правого притока, и по некоторым описаниям в высокую воду он впечатляет (Офицеров 2002). В нашу воду мы с трудом нашли приток и место где может быть этот порог, так как описанного перепада там просто нет, максимум перекат с полуметровым падением. Растроились, что порога нет, но возрадовались, наловив в том месте, где он должен быть, хариусов.

Ориентиром начала «порога» являются столбчатые базальтовые скалы, начинающиеся по левому берегу, далее столбы идут почти непрерывно по обоим берегам вплоть до следующего порога, Ювелирный. Ориентиром начала Ювелирного является стоящий особняком по левому берегу останец из базальтовых столбов, справа в Иркинду спадает водопадик (с наплыва не видно).

Сам Ювелирный представляет собой короткий 2-метровый перепад, в нашу воду больше камней, чем воды, проводка.

Помимо именных порогов много нонейм перекатов и шивер, некоторые в большую воду вполне могут доставить.

За Ювелирным опять следуют километры плёсов, переходящих в шиверы уже только перед Большим Иркиндинским водопадом (Китобо-Орон). Перед самым водопадом идут разбои русла, в августовскую воду почти везде проводка (а раньше там вообще лежит наледь).

Место чалки перед водопадом по левому берегу, самое крайнее место чалки — устье левого притока. Здесь есть место под стоянку. Мы здесь дневали в хорошую погоду — за день прилетело два вертолёта с туристами-миллионерами на посмотреть туда-обратно. Обнос судов также этим берегом, спуск на воду довольно непростой, последние 5 метров вертикали надо облезать по скалам и подставленному бревну, суда соответственно на верёвках спускаются.

В пороге Львиный между водопадами (там помимо него ещё пара аналогичных по сложности сливов) воды было достаточно для прохождения, я шёл с полной загрузкой при страховке одним из катов. Пороги нестрашные, сливы не больше метра, навалы, валы — всё не превышающее возможности моей лодочки.

Второй водопад метров 5 высотой, при желании проходим, наверное. Так как мы его разведывали заранее пешком, то чалимся в задуманное место на левом берегу, обнос метров 200 до места, в котором можно спустить судно на воду.

В целом между водопадами очень красивый каньон, приятно и поверху гулять, и на лодке проходить. После второго водопада так же есть место для стоянки (точка CPLACE) нескольких палаток. За левым поворотом после второго водопада порог Трек, в нашу воду ничего из себя интересного не представляет — слив не больше полуметра, навал на левый берег, валы, проход сходу.

Дальше Иркинда выполаживается и до устья веслаемся по плёсам и небольшим перекатам, иногда с навалами на брёвна-комеля вымытых лиственниц.

Озеро Кутарамакан красивое, в окружении гор, но очень мелкое в том месте где мы в него вышли, с песчаным дном.

Сперва у нас был план идти на Кету через перевал и далее по долине Орокана — путь более длинный, но с меньшим набором. Однако причалив к кордону Кутарамакан и пообщавшись с его хозяином, Олегом Беглецовым, решили волокаться другим путём. Олег отсоветовал нам Орокан, по которому придётся тащиться через кусты, и присоветовал идти вверх по ручью через второй перевал, с которого крутой короткий спуск прямо к устью Орокана. Так мы и поступили на следующий день. Олег живёт на кордоне круглый год вдвоём с женой, изучает поведение куньих, жалуется на уменьшение вертолётного трафика на Кутарамакан. Впрочем, заповедник по-прежнему хочет иметь свой кордон в этой стратегически важной точке, так что возможно в будущем ситуация со снабжением улучшится.

На этом волоке уже достаточно подожрали излишки, рюкзаков тяжелее 40 кг вроде не было ни у кого.

Длина волока 10 км, набор 300 м — справились за день. От устья Орокана на следующий день по воде прошли 12 км до кордона Кета, где нас ждала заброска и гостеприимный хозяин Дима Пациоро. На следующий день я сдул свою лодку, а народ связал «Пипелац» из двух катамаранов, сделав транец из обтёсаного лиственничного бревна. На прощанье Дима устроил нам экскурсию на Северную Ойкумену — коммерческую базу для туристов в 10 км по пути нашего следования от кордона Кета.

Иван Иваныч и коллеги не спасовали перед оравой нежданно нагрянувших учёных — всем досталось и хлеба свежего, с маслом сливочным, и гольца малосольного, и чая с лимоном. С набитыми брюхами и благодарностями на устах мы вышли на продолжение маршрута под мотором. Берега у Кеты умеренно приятные для стоянок, не в любом месте можно встать.

К счастью, наш «Пипелац» развивал скорость около 6 км в час даже против волны и ветра, что давало надежду на то, что мы успеем к самолёту — на данный момент по расстоянию мы ещё не сделали и половины маршрута… Ветер как назло дул встречный, изрядно похолодало — температура воздуха была 5-10 градусов. Тем не менее, за день и ночь мы прошли практически всё бесконечно длинное озеро Кета, дальше на р. Рыбной ветер уже не так нас волновал (при наличии мотора, конечно). Рыбную и Норилку прошли за три дня под мотором. Водопад Орон оказался не водопадом, а порогом, по мнению наших мастеров спорта 5с-6а кс.

Так как обтаскивать Орон вместе с заходной шиверой было целых 800 м, то решили рискнуть и пройти Орон на «Пипелаце» по левой канализации, что вполне успешно удалось.

Ориентиром Орона является левый поворот с горизонтальными плитами по левому берегу, за которым начинается мощная шивера. На плитах чалка и стоянка, этим же берегом обнос.

В последнюю ночь стояли прямо в Вальке, на правом болотистом берегу у турбазы (закрыта на коронавирус). На следующий день выбросились в Норильск автобусом 22 из Талнаха.

Для перемещения между аэропортом Алакёль и Норильском пользовались услугами разделённого такси (тариф 500 р с человека, рюкзак входит в стоимость) Мерседес Спринтер (16 чел), Максим +79080314345. Всё было чётко. У их конкурентов цены те же, но придётся отдельно заплатить за багаж («Маршрутка+» +79134985063, +73919369299).

При необходимости связаться с автором этого мини-отчёта, пишите на почту mikkifox@gmail.com.