02.05.2001, среда.


      Краснополье находилось километрах в пяти ниже, поэтому шестой день водного маршрута планировался коротким. Спальники и палатка паковались надолго, миски-ложки мылись качественно…
      Через пару часов мы уже сушили «Баядерку» около Краснопольского моста (который становится виден с реки сразу после падающей водонапорной башни на правом берегу).
      Проезжающий мимо велосипедист спешился, чтобы пообщаться с нами. Упоминание о том, что мы из Москвы, повело нить его рассуждений в сторону политики и экономики Беларуси (почти все общавшиеся с нами белорусы жаловались на распад Союза и последующее ухудшение уровня жизни). В частности выяснилось, что основательно порушена инфраструктура, – так, автобусы на Полоцк ходят по хитрому расписанию раз 5–6 в месяц.
      Правда, существует ежедневный автобус на Россоны – только ехать нам туда было незачем, так как, по сути, то же Краснополье, но еще глубже в Беларусь. Идти дальше по реке до Борковичей мы не могли, пора было возвращаться домой, сдавать сессии и хвосты. По мосту время от времени проезжали машины – в крайнем случае, решили мы, будем добираться стопом. В полчетвертого мы были полностью собраны и пошли изыскивать способ уехать.
      Краснополье [Краснополле] лежит на обоих берегах Дриссы [Дрысы]: на правом центральная площадь с администрацией, школой, автовокзалом и магазинами, на левом несколько улиц, коровник и таможня.
      Выяснилось, что наши рубли на белорусские (зайчика сменило изображение Национальной Академии Наук) обменять будет тяжело – местным они ни к чему, продавщицы бояться, а ближайший банк в Полоцке. Тем не менее, мы нашли три неофициальных пункта обмена валюты: полоцкие спекулянты, торгующие шмотками перед магазином, продавщица кафе-клуба «Дары природы» и таможенник. Курс показался нам сильно заниженным, но по приезде в Москву оказалось, он такой и есть (47 зайчиков за рубль). Меняют не меньше 100 рублей, под курсом подразумевают разные вещи – кто число зайчиков на сотню, кто отношение десяти зайчиков к рублю.
      Цены в магазине получаются чуть выше московских – видимо весь фокус держится на одностороннем обмене (рубли за зайчики не дают). Ассортимент стандартный – водка, портвейн, пиво, соки, хлеб, рыбные консервы, карамель, баранки, свекольные каши (кстати, мы видели в селе полуторку, груженую доверху свеклой – это в начале мая!).
      До железной дороги Полоцк–Невель от Краснополья 12 км (станция Алёшичи (Россия)) или 18 км (станция Дретунь [Дрэтунь]) по грунтовке. По этой дороге едут фуры из Полоцка в Россию, а на таможне их вынуждают купить страховку. Границы официально нет, поборы приняли вид страховки – хочешь покупай, не хочешь – оштрафуют. (Сосед в поезде утверждал, что, несмотря на исчезновение границы, таможенные пункты работают по-прежнему).
      Фуровозы притормаживают на таможне, но не везут – холодильник опечатан, сами едут с напарником (один раз предложили взять одного человека без рюкзака). У местных нет бензина и они боятся русских денег. Тракторы, лесовозы едут до Алёшичей, но не стопятся. Выяснили, что следующим утром в лесхоз идет вахтовый автобус (битком и без нас, как оказалось).
      Личных машин в селе штук двадцать, и, наверное, половина из них на ходу. К вечеру мы их всех выучили, с некоторыми водителями удалось поговорить, самый популярный ответ: „Нет такой возможности“. То же самое сказал таможенник (но он был один и не мог оставить пост), то же самое сказал белорусский мент, подрабатывающий около таможни (берет штрафы и сливает с фур соляру(?!) в свой козел-люкс. Робкое упоминание с нашей стороны о деньгах вызывало стандартное „нет такой возможности“.
      Уяснив для себя, что сегодня добраться до железки не судьба, мы устроили стоянку в километре от села. Мы теряли день – лицо Капитана, стеснённое строгими временными рамками, отражало тоску по дому…
     


Предыдущий день       Начало       Следующий день