отступаем!    

Якутская готика, матрас по рекам Сиинэ и Лена, 17.07 – 29.07.2024.

Детский матрасный поход по рекам Сиинэ и Лена, Якутия.

Нитка маршрута.

Якутск — Бердигестях (машина) — трекол до устья р. Матта — сплав до устья Сиинэ, 136 км — сплав по р. Лена до дер. Батамай, 30 км — радиалка на Ленские столбы — выброска в Якутск на машинах.

Погода: Погода была в основном солнечной, около +30 градусов днём, 15 ночью, дождей не было. Вода прогрелась градусов до 23.

Уровень воды: низкий меженный.

Суда: Две Тритон Шуя-2, одна Шуя-1, одна Мерман Life 3 и надувной каяк Дракар Меридиан 3.0 «Альмея».

Экипаж: шестеро взрослых, двое детей.

Трек и точки на wikiloc'е: сплав, заброска, радиалка на Ленские столбы.

Фотоальбом похода в галерее.

Отчёт.

Мне давно хотелось побывать в Якутии, но всё как-то то времени не было, то компания не находилась. Изначально думал пойти на месяц, сплавиться по Сиинэ (Синей) и Лене, потом переехать поездом и сплавиться по Хани и Олёкме. Где-то после Нового года появились желающие присоединиться ко мне только на Сиинэ, и я решил урезать планы и сходить короткий матрасный поход в приятной компании (Олёкма от меня никуда не денется и на пенсии :)

Мы составили подневный план и в начале лета купили билеты в Якутск. Информация по Сиинэ в сети затеряна по отчётам на давно не работающих форумах, так что здесь я суммирую технические детали по их состоянию на 2024 год. Наиболее полезным отчётом, которым мы пользовались при планировании похода был вот этот, где ребята заботливо составили коллекцию полезных точек на маршруте.

Территория, по которой проходит сплав, принадлежит ООПТ Природный парк «Синяя» (это не то же самое, что НП «Ленские столбы», хотя они как-то и связаны между собой). Сплав и спортивная рыбалка разрешены, если получить разрешение нацпарка на пребывание. Сайта у парка нет, надо писать на адрес ppsinya@mail.ru, они вышлют форму для заполнения, заполненную её надо отослать обратно — это сильно упростит и ускорит процесс получения на руки разрешений в конторе парка. Контора парка находится в с. Бердигестях, ул. Бекасова, д. 20 (есть точка в треке заброски) — туда придётся по любому заехать. При трекольной заброске один кордон стоит на дороге, ещё два кордона на реке ниже стапеля — проскочить без разрешений лучше не пытаться, статья 8.39 КоАП РФ, штраф от 3 до 4 тыр с конфискацией орудий совершения. За разрешение на пребывание парк берёт какую-то денежку, меньше тысячи с человека вышло на наши сроки.

Так как места до Синска совсем дикие, а дети малые, то брали с собой спутниковый пейджер и пытались зарегистрироваться в МЧС, но не получилось — сперва они, узнав, что детям нет 12 лет, сказали что таких туристов не регистрируют и группу на маршрут не выпустят. Потом передумали и почти зарегистрировали, а потом решили всё же нет, отмазались стандартно пожарной обстановкой. Странно повели себя спасюки в общем — всё равно же мы пошли, и если что им бы нас спасать пришлось, так бы мы хоть с ними на связи были и координаты присылали. В целом, форс-мажора не ожидалось — сплав матрасный, и мы спокойно плюнули на это дело.

До Бердигестяха от аэропорта нас вёз водитель Николай на Toyota Hiace с багажником (8 мест, 10 тыр, +79841153757). Дорога хорошая, недавно положили асфальт. В начале Вилюйского тракта на выезде из Якутска закупились недостающими продуктами и бензином для горелки. Междугородное такси в Якутии может помочь организовать заранее диспетчер Оксана (+79248602050, Whatsapp).

Изначально мы покупали билеты с прибытием в Якутск в 6 утра, но а/к Якутия перенесла вылет на 6 часов, и мы в итоге уже не успевали заброситься на реку одним днём, надо было ночевать в Берде. Там есть гостевой дом «Сардана» (+79142700855), но нам показалось дороговато и мы договорились с нацпарком, что переночуем в спальниках в конторе парка и с утра поедем забрасываться на треколе парка.

Треколы бывают разных модификаций, у забросчиков на Сиинэ стандартным является «трекол с бутором», в который помещается 8 человек с багажом. Шесть человек влезают в кабину, а двое с багажом в кунг сзади. При необходимости водители могут взять также прицеп на таких же колёсах низкого давления или договориться со вторым треколом. Мы договаривались насчёт трекола с Алексеем, сотрудником парка (+79244689529, TG), он помогал нам так же решать все возникающие вопросы с логистикой. Кроме него есть другие забросчики на треколах на Синюю в районе устья Матты: Пётр Николаевич (+79241667934), владелец базы «Уорранах» в месте стапеля. Его жена (она же диспетчер) Сардана Ильинична (+79248601225); Геннадий Семёнов (+79243681132, TG). Нам на 8 человек трекол вышел в 50 тыр (ну, плюс сэкономили на ночёвке в конторе парка).

Трекол на Сиинэ

Выехали на треколе из Берда около 9 часов утра, а приехали на Сиинэ только к 16 часам — по дороге меняли ступичный подшипник с полуосью, хорошо хоть необходимые запчасти у водителя были. Несмотря на стоящую сушь, дорога после дер. Дикимдя мокрая и очень плохая, буханка скорее всего не проедет — только треколы и возможно грузовики, типа шишиги-урала. Без поломок путь на Сиинэ занимает обычно 5 часов, и водителю ещё надо засветло вернуться — так что класть два дня на заброску как вышло у нас вполне нормальный вариант.

Решили в день заброски никуда не идти, встали лагерем. Следующие три дня будем догонять график, делая по 30 км в день, вместо 20. Река практически не течёт, так что на моей пупындре это вполне приличные ходовые дни (скорость движения около 4 км/ч). Река Сиинэ в районе впадения Матты шириной метров 30, мелкая с косами и перекатами, дно песчаное или каменистое (неокатанные бульники размером с кулак). Часто приходится вылезать и проводить лодки, так как вода низкая. Дальше ширина реки варьирует от 10 до 50 м до самого устья, местами Сиинэ набирает глубину, местами наоборот вся река перекатывается через камни по щиколотку.

До Кыра-Тас столбов нет, дальше они появляются то по одному, то по другому берегу до самого устья. На впадении Кыра-Тас организованная стоянка с навесами и туалетами, но мы прошли мимо неё, так как догоняли график.

Высота столбов 30-70 м, составлены они нижнекембрийскими осадочными породами (известняки и доломиты), нашли несколько фрагментов отпечатков трилобитов. Столбы стоят у самой воды, не как на Анабарском плато, где до них ещё лезть надо по сыпухе. Много арок и пещерок, которых не было на Котуйкане. Узкая река и высоченные столбы по одному из берегов выглядят очень фотогенично, особенно когда ветер стихает и в воде отражаются башни.

столбы реки Сиинэ

Синские столбы

До стоянки «Сковородка» людей и следов их пребывания вообще не встречали, дальше постоянное присутствие людей, поскольку сюда доезжают однодневные туры на водомётах от Синска и турбаз у Ленских столбов. От этой стоянки можно слазить в радиалку на верх столбов, натоптана тропа. На кордоне ниже Сковородки у нас проверили наличие разрешений на пребывание; кордон обустроенный, даже интернет у них спутниковый есть. Провизию егерям доставляют на водомётах из Синска. Второй (нижний) кордон миновали так, похоже на нём никого не было, он поменьше и попроще.

Синск — первая цивилизация на маршруте, вышли закупить ништяков. Село основано как ямская станция при Екатерине, на пути из Иркустка в Якутск. В Синске три магазина на одной площади, два из них работают только после 15 часов, в единственном открытом в наше время не оказалось пива (крепкий алкоголь был). Пришлось удовлетвориться квасом с мороженкой. До Синска идёт зимник из Якутска, летом проезжают УАЗы и грузовики по песчаному берегу Лены. Выбрасываться отсюда наверное надёжнее на лодке, чем на колёсах, поэтому мы спланировали переход до дер. Батамай, откуда летом можно уехать в Якутск даже на пузотёрке.

После Синска Сиинэ впадает в Лену, ширина реки здесь в районе 3 км, течения вдоль левого берега практически нет, песчаные косы и мели. Нам повезло, и ветер был хоть и встречный, но слабый, не сильно мешал продвижению вперёд. Ещё одну ночь провели на острове Хатынг-Ары. Остров необитаемый, но у местных тут покосы и навесы, даже трактора есть; добираются они сюда на моторках.

Лена в районе Синска

В последний день прогребли до Батамая, находящегося напротив устья Лабыи, места посещения Ленских столбов. Сначали думали заночевать в гостевом домике парка, но оказалось, что это невозможно. По карте в Батамае было две турбазы:  «Ленские столбы» и «Батамай вилладж», на  письма они не отвечали, пришлось звонить.  «Столбы» оказались очень гламурные, с запредельным ценником, а  «вилладж» вообще не подходил к телефону (как выяснилось на месте, база продаётся и не функционировала в этом году). Так заранее ничего и не нашли, решили, что если не найдём где зажить на месте, встанем с палатками на окраине. На месте оказалось, что жилых домов в Батамае всего два (и то, только летом живут), но строится ещё несколько турбаз, на одной из них, «Урдук кытыл» (Высокий берег, +79142831999), мы и зажили за 10 тыр ночь на нас восьмерых. Есть ещё база «Батамай hotels», что у них как не знаем, но люди у них жили. В Батамае есть электричество, сотовая связь Билайн и МТС, магазина нет, есть безалкогольное кафе в  «Столбах».

В планах у нас было съездить на моторке посмотреть, что показывают на Ленских столбах, раз уж мы здесь оказались. Моторка (Владимир Иванович, +79841075022) обошлась нам в 6000 р, двумя рейсами нас всех через Лену перевезли и по звонку вернули обратно. Вход в нацпарк стоит 500 р, за них можно погулять полтора километра по деревянным помостам и лестницам на верх столбов, крутой набор 150 м. Вид так себе, по пути вообще смотреть нечего, обзорная площадка маленькая, могли бы тропу пробить вдоль столбов побольше. Сами столбы такие же, как на Сиинэ, но там они смотрелись гораздо выигрышнее с узкой речки. В общем, после Синских столбов Ленские разочаровывают.

Ленские столбы со смотровой площадки

Трансфер из Батамая можно организовать через уже упомянутую Оксану, нам заранее посоветовали водителей, поэтому мы договаривались напрямую. Ценник 2000 р с человека до Якутска, за багаж ещё пришлось накинуть. От Батамая до Тит-Ары песчаная дорога по берегу Лены, доступна только летом в малую воду и зимой по льду. Далее грейдерная трасса  «Умнас», от Булгунняхтаха асфальт. Выбросились часа за четыре. Координаты водителей по Хангаласскому улусу: Максим Рейнович (Toyota Ipsum +79644297361, Whatsapp); Боодьо из Тит-Ары (Toyota Voxy с багажником +79142777394); Вадим Яковлев (+79142815927, Whatsapp).

В Якутске посетили Царство вечной мерзлоты (ледовые скульптуры в леднике бывшего продуктового склада, детям понравилось) и ресторан якутской кухни «Махтал», достойно.

Культурная программа на маршруте по Сиинэ состоит из «писаниц» — охряных наскальных рисунков бронзового века. Из точек наших предшественников осмотрели Андреевскую писаницу. В основном она состоит из чёрточек, означающих деление мира на три уровня в соответствии с якутскими сказаниями Олонхо. Помимо этого, изображены фигуры, олицетворяющие двух шаманов. По легенде, она посвящена защитному обряду, проведённому шаманами для защиты этих мест от оспы. У неё стоят два аншлага со стихами на якутском, мимо не проедешь. А вот вторую писаницу и писаницу Кыра-Чагын мы хоть и старались, но не сумели найти на месте. Зато нашли ещё две писаницы, не упомянутые нашими предшественниками.  Писаница «Чёрные рисунки», созданная в период с 1940-х до 1993 г. является копией писаницы Мохсоголлох-Хая, ныне утерянной, из книги А. П. Окладникова. Она содержит солярные символы и фигуры человечков. Вторая — находящийся рядом Синский фриз, на котором можно различить фигуру лося и человечков. Точки на треке в викилоке и ОСМ проставили.

Андреевская писаница Писаница Чёрные рисунки Писаница Чёрные рисунки Синский фриз

Из животных видели только бурундуков и сусликов, по песку были следы оленей и лосей. Было много дневных хищников, цапли и утки (мало), стрижи, ласточки. Из рыбы на спиннинг хорошо ловится щука и окунь, особенно в верховьях. Ленки и хариусы на Сиинэ говорят бывают только по осени или весной на нересте. В Лене поймали краснопёрку на воблера. На первой стоянке у стапеля было много комаров, а дальше была только мошка, много (накомарники-репелленты летом в южной Якутии маст хэв). Ягоды почти нет, несколько кустов красной смородины встретили всего, малину. На Лене был дикий лук. На Сиинэ нашли хорошо сохранившийся зуб шерстистого носорога.

В поход был взят новый чапельник взамен старого и расшатавшегося примусовского, вот такой. Показал себя отлично не только с примусовским же горелочным котелком, но и с костровыми титановыми канами от «Розы ветров». При этом, хватать можно как за ручку котелка, так и за стенки — уверенно держит полный 4.5 л кан, удобней рукавицы-прихватки. Им же можно держать на углях противень-сковородку без бортиков, вместо пассатижей.

При необходимости связаться с автором этого отчёта, пишите на почту mikkifox@gmail.com.

отступаем!