отступаем! |
По рекам Котуйкан и Котуй с Анабарского плато к морю Лаптевых, 16.07 – 08.08.2023.Трёхнедельная поездка с гидробиологической экспедицией ИПЭЭ РАН им. Северцова в режиме водно-моторного похода. Нитка маршрута. Норильск — Хатанга (самолёт) — вертолёт до слияния р. Сергей-Юрях с р. Котуйкан — сплав по Котуйкану до устья на вёслах, 315 км — выход на малосильном моторе по рекам Котуй и Хатанга в посёлок Хатанга, 252 км — Норильск (самолёт). Погода: По прилёту Хатанга встретила нас температурой +3ºС, ветром и дождём с градом. Первые несколько дней тоже было очень холодно и дождливо, ночью температура опускалась до минусовых температур. Температура воды в Котуйкане +8ºС. Однако дней через пять настало лето, температура воздуха повысилась до 25ºС, солнце и ни облачка в течении полутора недель. Река прогрелась до рекордных 19ºС. В последнюю неделю стало попрохладнее, появилась облачность, но главное, что не было сильного ветра на просторах Котуя и Хатанги. В целом, с погодой по меркам Заполярья нам очень повезло. Уровень воды: изначально высокий паводковый, ко второй половине похода значительно падает. Ниже слияния с Сергей-Юрях Котуйкан можно было перейти в болотных сапогах по перекату. Все шиверы были с водой и валами, сада камней, воспетого в предыдущих отчётах, не видели ни разу. Суда: туристический кат-4 «Корвет», пакрафт «Иволга», пакрафт «Biluta». Экипаж: трое москвичей, двое новосибирцев и один казанец. Трек и точки: на wikiloc'е. Фотоальбом похода в галерее. Мини-отчёт. Как и в прошлый раз, взяли на месяц в аренду туристический катамаран с пилёной рамой в Казани у Жени Бахтина за 10 тыс, ещё полторы тысячи стоила его доставка в Москву транспортной компанией. 2.5-сильный мотор у нас оставался с прошлой экспедиции на Путорана — на этот раз он был нужен нам для выхода по р. Котуй в цивилизацию (пос. Хатанга). На вёслах это было бы значительно дольше, если вообще возможно (при встречном северном ветре, разгоняющем на обширных плёсах огромные волны продвижение вперёд под сомнением). В Хатангу летели через Норильск, так как первоначально нашли только этот путь попадания туда. Как выяснилось на месте, более правильный способ попадания в Хатангу чартером «Красавиа» из Красноярска, которого нет в онлайн-агрегаторах, надо звонить в а/к для покупки билетов. Из Красноярска летает большой «Як-42», в котором нет строгого ограничения на вес и размер ручной клади, и в плане погоды он значительно реже подвержен отменам, по сравнению с маленьким «Ан-24», летающем из Норильска. Несмотря на все пугалки, что расписание рейсов с Хатангой условно и часты отмены, у нас все рейсы полетели по графику. Даже сломавшийся «Ан-24» на обратном пути «Красавиа» сумела оперативно заменить другим бортом «Ан-26». Ограничения на ручную кладь в аннушках никто к нам не применял: вместо 5 кг все мы провезли как минимум вдвое больше. В обе стороны у нас было на одну кладь багажа больше, чем людей (мотор и кат), предупреждали а/к заранее по телефону и доплачивали небольшую сумму в аэропорту. Хатангские вертолётчики «Красавиа» так же сработали чётко, забросили нас на Анабарское плато в тот же день прилёта, как и договаривались, несмотря на умеренно лётную погоду. Большую часть раскладки нам помог закупить заранее в Хатанге местный туроператор Юрий Тютрин (+7-950-977-40-92), и он же пожертвовал нам 25 л бензина для лодочного мотора, который в прошлую навигацию в Хатангу не завезли и достать его нельзя было ни за какие деньги. Гостиницы в Хатанге две: очень дорогая «Хатанга» и безумно дорогая «Мамонт Инн». Юрий может помочь с арендой квартиры посуточно, но цены тоже дикие. В итоге на обратном пути мы жили одну ночь разделившись: трое в «Хатанге» за 11000 р, а ещё трое на квартире у Дмитрия Кирьянова (+7-950-416-08-08) за 5000 р. Он помог нам также с трансфером между портом, жильём и аэропортом, что с учётом количества нашего хабара было очень приятно. Для попадания в Хатангу обязательно надо оформить погранпропуска, также вертолётчики настояли на оформлении медстраховки и регистрации в МЧС. В верховьях Котуйкана ландшафт представлен тундрой (с участками полигональности), но вдоль берегов реки идёт лиственичное редколесье. Берега низкие, долина широкая, гор не видно, несмотря на то, что вроде как находимся на Анабарском плато. Вечная мерзлота начинается на глубине от 10 до 50 см, солнце не садится круглые сутки. Река шириной метров 30-50, скорость течения в среднем около 3-4 км/ч. Собрали суда, сплавились за один день до притока Уоран-Юряге, проводки нигде не было, воды достаточно, порой с борта не видно дна. Здесь задневали, так как были научные планы по пробоотбору в районе верхней точки маршрута. В устье Уоран-Юряге находится законсервированная с 2017 года база Полярной геолого-разведочной экспедиции (в других отчётах часто фигурирует под названием «литосферная база» — была здесь во времена СССР, от неё ничего уже не осталось). С десяток балков, станок по дроблению и промывке руды, загнанная сюда по зиме техника: бульдозеры, «Уралы», «Трекол». Хатангцы говорят, что здесь пытались добывать золото, но то ли не рентабельно оказалось, то ли просто контора обанкротилась раньше, чем прибыль пошла. Дальше ушли немного за устье притока Болдоно, встали на высоком правом берегу у погибшего вездехода. Небольшие перекаты и шиверы, падение на каждом препятствии по полметра-метр, валы до 50 см, камни все под водой и вода прибывает. Ещё за два дня сплавились ниже р. Мэркю. На следующий день 3 км ниже устья р. Арбын единственный на реке порог (точка POR1 после прохождения) — мощная и длинная шивера на правом повороте реки с падением метра 2-3, валы около 70 см-метр в основной линии движения. Пакрафты сливались канализацией вдоль левого берега, наплескали себе с валов по поллодки воды. В этот день встали на галечном пляже в устье Вюрбюра (от порога до него хороших мест для стоянки нет), видны следы предыдущей стоянки людей — отсюда начинают рыболовные туры коммерческие группы. Ниже Вюрбюра к реке начинают подходить осыпи и скалы, берега становятся выше и не везде можно встать лагерем. На следующий день проскочили удобную стоянку перед впадением Эмяхсин-Юряха и вставали чуть после, откапывая площадки в песке. Вода продолжает прибывать, но погода улучшается, появляется солнце и дожди только кратковременные. Следующая стоянка в устье Лабастаха, на лесистом острове, образованным двумя устьевыми протоками Лабастаха. Со следующего перегона начинают появляться знаменитые котуйканские столбы. Образованы они доломитами и другими осадочными породами возрастом больше полутора миллиардов лет, по берегам встречаются окаменевшие следы докембрийской жизни — яйцеобразные слоистые строматолиты. Также встречаются следы древнего моря — песчаник с окаменевшими отпечатками морского дна, на котором видны гармоники песчаных дюн. Казалось бы — так близко к вулканическому плато Путорана, а геологическая история совершенно разная! Установилась тёплая солнечная погода, вода начала падать. Ещё за один переход прошли до слияния с рекой Илья, встали на днёвку на галечном пляже правого берега. На днёвке сходили на пару километров вверх по течению, полазить по усть-ильинской группе столбов. Ещё два дня сплава и мы снова задневали на устье Дёгдё, чтобы сходить на усть-дёгдянскую группу столбов. Ниже по течению ещё много столбов по обеим сторонам реки, все не сфотографировать, хотя некоторые очень фотогеничны. Через ещё два дня сплава пришли в устье Котуйкана. Ширина у реки по-прежнему те же 50 м, а вот течение гораздо слабее, местами вообще отсутствует. На высоком левом берегу в устье Котуйкана расположена база Таймыр Тревел «Дом тайменя». С десяток готовых домиков для гостей и персонала, строящаяся сауна. У них постоянно работает генератор, есть спутниковый интернет, большой лодочный флот. Ребята оказались гостеприимными, угостили чаем-кофе, узнали у них прогноз погоды на ближайшие дни, нааскали у хозяев кофе-чаю с собой, бутылку винчика у гостей и сверху ещё 6 л литров бензина на случай, если не хватит своего для борьбы против ветра и волн на речных просторах Котуя. Теоретически здесь возможно вписаться с группой рыбаков-туристов на выброску вертолётом или по воде. Здесь мы сдули пакрафты и вшестером погрузились на кат, дальше движение на моторе. Ширина Котуя сперва 50-100 м, но вскоре после заброшенного шахтёрского посёлка Каяк течение исчезает, а берега раздвигаются до километров простора. Наш 2.5-сильный мотор двигал кат с шестью пассажирами и грузом со скоростью 8-10 км/ч по плёсу, расход на 250 км около 23 л (нам повезло и был штиль — с ветром всё было бы несколько иначе). Прошли до Хатанги за 3.5 дня, делая в среднем 70 км в день (планировать надо меньше, а то больше 8 ч на воде тяжеловато даётся). После того, как Котуй слился с Хетой в реку Хатанга мы пошли протокой правее о. Деска-Арыта — это было ошибкой, она частично пересохла и мы пару раз проводили кат по песчанным косам. Из живности видели зайцев, переплывающего реку лося, гусей, крохалей, гагар, кроншнепов, множество зимняков, кречета, чаек малую и серебристую, крачек; видели следы волков и погадку медведя, следы лебедей. В верховьях на спиннинг ловится хариус и сиг, ниже слияния с Ильёй таймень. По берегам растёт дикий лук, курильский чай, чабрец; в лесу и на скалах много рододендрона Адамса (более известного по своему бурятскому названию саган дайля). На Котуе стали свидетелями массовой миграции дикого северного оленя: сотни животных не сильно боясь человека переплывали на правый берег. Это часть осенней миграции оленей на юг, которая в последние годы в Средней Сибири сдвинулась сильно раньше к лету и приобрела хаотичность (согласно гипотезе Михаила Бондаря, это связано с тем, что элиту популяции оленя выбили и культурные традиции миграции оказались частично утеряны). Гнуса было относительно мало, хотя и репеллентом и накомарниками несколько раз пользовались. В эту экспедицию была взята новая снаряга: так как в связи с увлечением дроном моё походное энергопотребление сильно возросло, то пришлось прикупить солбат. После прочтения обзора на весле я выбрал себе вот такую модель. В полях показала себя замечательно: в условиях низкого заполярного солнца выдавала максимум 15-20 Вт, но заряжала даже при закрытом облаками солнце (1-5 Вт). Этого более чем хватало не только на ежедневные полёты, но и на покрытие энергопотребления всей группы. Поставив панель в лагере по часику утром и вечером и на полчаса в обед, вполне можно было при переменной облачности затолкать за день в банку 10000 мА/ч. Из легко устраняемых минусов — слабая липучка, удерживающая кармашек с пауэрбанком, надо дошить побольше велкро или поставить молнию. Также надо будет сшить из силиконки чехольчик на карман с USB контроллером и банкой, чтобы можно было не опасаться лёгкого дождя или брызг от вёсел при зарядке на палубе. Вторым открытием в этой поездке был смеяновский таганок: очень удобная приспособа, можно навсегда забыть про рогульки, слеги, крюки и прочие тросики. С таганком оборудование очага для кипячения канов занимало меньше минуты на любом рельефе, highly recommended. Третьим новым элементом снаряги был походный топорик с пилой, вот такой. К топору нареканий нет — свою функцию выполняет, защитный чехол мог бы быть поярче, чтобы не теряться на земле. Крепление пилы в ручке неудачное — силиконовый фиксатор потерялся в первый же день, сама пила после этого на третий. При малом размере лезвия она была достаточно толстая и острая, чтобы быстро пилить сучки и даже брёвнышки диаметром до 10 см — но что толку. К счастью у нас с собой была ещё складная фискарёвская пила SW-75, у неё лезвие побольше (хотя и потоньше), была она тупая от длительной эксплуатации, но кое-как медленно пилила. При необходимости связаться с автором этого мини-отчёта, пишите на почту mikkifox@gmail.com. |
отступаем! |